"Этот дивный новый мир". Рецензия на "Аватар" Джеймса Кэмерона
Друзья, вы будете смеяться, но до 20 декабря 2009 года я никогда не посещал кинотеатры. Вроде бы, что тут сложного может быть, если до кинотеатра всего лишь 20 минут езды на маршрутке, а финансы вполне позволяют приобрести билет на понравившийся фильм? Я порывался в свое время на премьеры третьей «Обители зла», «Чужого против Хищника: Реквием», «Хитмэна», «Монстро» и прочих-прочих блокбастеров. Но подспудно я чувствовал, что пока не вышло фильма, способного подарить незабываемые впечатления при первом же просмотре на большом экране. Интуиция меня не подвела: «Аватар» стал для меня первым фильмом, который я оценил в формате кинотеатра, плюс еще с поддержкой 3D-изображения. Я не разочаровался в правильности своего выбора.
Джеймс Кэмерон, талантливый кинокудесник, подарил нам картину, сравнимую с великолепным бриллиантом тончайшей ручной обработки, каждая грань его радует глаз и заставляет неподдельно восхищаться. Режиссер и сценарист «Аватара» сочинил сюжетную канву, намеренно сделав ее простой и, как утверждают скептики, очень предсказуемой. Сделано это с целью привлечь как можно больше внимания зрителей – грамотно придуманная история всегда будет пользоваться успехом и восприниматься будет значительно лучше (сценарий «Матрицы», при всей его гениальности, многих ставит в тупик и на многие вопросы ответа не дает. Возможно, именно поэтому интерес к сеттингу «Матрицы» на настоящий момент относительно невысок). Сценарий имеет очень много параллелей с историей нашей цивилизации, разглядеть их не сможет разве что человек, последнее время живущий в секретном бункере и отрезанный от всего мира. «Аватар» очень многогранен. Отдельные сюжетные нити переплетаются в прочный единый канат. Мы видим отношение к Джейку Салли окружающих людей. Те считают его обыкновенным пушечным мясом, который только и умеет, что бегать и палить с винтовки, мало обращая внимания на его парализованные ноги. Кто-то успел предъявить такую претензию к фильму: мол, на дворе середина XXII века, а морпех-инвалид передвигается на примитивном кресле-коляске. Есть такие вещи, которые не меняются даже под влиянием технологического прогресса. Создавая мощные боевые корабли и совершенствуя вооружение, человечество проигнорировало тех, кто пожертвовал своим здоровьем ради своего государства. Это не Кэмерон недоглядел, а цивилизация. Искалеченный солдат в инвалидной коляске на фоне гигантских летательных аппаратов и человекоподобных экзоскелетов – это мощный символ. А ведь на месте Джейка должен был быть его брат-ученый, которого какой-то мерзавец пристрелил из-за жалких пары баксов. Технологический прогресс так и не преобразовал человеческую цивилизацию, не сделал ее лучше.
Аватар подарил инвалиду Салли, оставшемуся в душе воином, возможность ходить на своих двух. При первых сделанных шагах его охватывает какая-то детская радость, а мы радуемся вместе с ним. В обличии аватара Джейк подробнее знакомится с удивительным и потрясающим планеты Пандора, искренне симпатизирует к нынешнему населению – на’ви, добивается любви принцессы Нейтири и осознает, какой ужасной ошибкой может обернуться колонизация, которая грозится перерасти в уничтожение местной природы и ее жителей ради залежей полезных ископаемых. Фильм показывает нам, к чему могут привести действия, сравнимые с нашествием саранчи: опустошая свой ареал обитания, они путешествуют в поисках новых территорий, обживают их и оставляют после себя безжизненную пустыню. Колонизаторы в «Аватаре» - космические паразиты, умертвившие Землю и принявшиеся высасывать из пышущей жизнью Пандоры все соки. А Джейк Салли – не предатель своей расы, он оттесняет ее от опасного заблуждения. Кэмерон призывает по-новому взглянуть на наш мир, избрать другой путь развития цивилизации.
Действительно, на месте прекрасного мира Пандоры категорически нет желания представлять огромную шахту. От здешних красот бескрайних тропических лесов приходишь в восторг. Полеты на икранах среди летающих островов вскруживают голову, заставляя сбоить вестибулярный аппарат. Пандорианские джунгли населены удивительными животными, трудно поверить, что эти существа так реалистично передвигаются, дышат, в общем, живут своей причудливой жизнью, являясь плодом кропотливой работы сотни специалистов разного профиля.
Раса на’ви представлена очень убедительно. Порой кажется, что Кэмерон специально летал на Пандору и каким-то непостижимым образом уговорил их на участие в съемках «Аватара». Они примитивны по сравнению с человеческой цивилизацией. Луки, стрелы, копья – их неизменное оружие. Низкий уровень жизни с лихвой компенсируется отличным физическим развитием и способностью взаимодействовоать с родной природой так, чтобы все ее силы обратить против инопланетных захватчиков, не желающие постигать ее тайн.
При всем отсутствии гениальности сюжета «Аватар» создает ощущение правдоподобности происходящего на экране благодаря исключительной проработке тысячи деталей. Они, подобно деталям мозаики, складываются вместе – и вот перед нами такая живая и феерическая Пандора, до которой дотянешь руку – и ты уже там. Стоит одному фрагменту паззла затеряться, и этот мир может потерять привлекательность. Но чуткое внимание Кэмерона к мелочам этого не допускает.
Напоследок, собственно, о визуальной составляющей «Аватара». Проще всего сказать так – это нужно видеть своими глазами. Причем в 3D-варианте. Добавить что-то к тому, что уже сказали сторонние критики – практически невозможно. Уходящий за далекий горизонт лес захватывает дух, невольно желаешь там очутиться как можно скорее. Над зрителями парят светящиеся медузы, мчащийся танатор буквально набрасывается на тебя из эукрана. До персонажей будто можно дотронуться, а от разлетающихся от взрывов камней хочется спрятаться за кресло. Все эти арт-нюансы оживляют мир «Аватара».
Перед нами – самый зрелищный фильм этого десятилетия. Мы боялись, что Кэмерон переступит линию, за которой художественный кинематограф превращается из произведения искусства в безмозглое развлечение. Но наша боязнь оказалась напрасной: в «Аватаре» сногсшибательные технологии идут наравне с драматической частью. Погоня за фотореализмом не перекрыла собой остальные аспекты фильма Кэмерона. В нем использован тот же принцип, которому режиссер следовал еще 19 лет назад при работе над «Терминатором 2»: «спецэффекты ради сюжета, а не наоборот». «Аватар» отличается гармоничным сочетанием демонстрации живого действия, живой игры Сэма Уортингтона, Сигурни Уивер, Стивена Лэнга, Зои Салданы, Мишель Родригем и остальных актеров, и мира компьютерных технологий. Именно это делает его фильмлм этапным и значимым, хотим мы того или нет. Вы готовы к путешествию по невероятному миру, которое практически реально? Вперед!
Итог: Кэмерон смог приравнять 3D-эффекты к прочим художественным приемам и сделал эти технологии неотъемлимой частью настоящего художественного кино. А то, что «Аватар» - отдельная задумка отдельного человека (пусть и не без заимствований), смотрится за один присест при немаленьком хронометраже, кажется настоящим, извините, волшебством.
Архив
Категории
- Нет категории (9)
- Оффтоп (11)
- Юмор (1)
- Вокруг игры (8)
- Стихи (5)
- Проза (7)
- Видео (14)
- Игры (1)
- Типа справка =Р (2)
- Квесты, конкурсы (3)
- Вещание Зоны (3)
- Интервью с... (2)
- Рецензии и Отзывы (3)