YaSTALKER.com

Берцы моя вторая кожа (готов 3 главы)

Категория: Советы

 Открываю я значит поисковик, вбиваю запрос "все о берцах и немного больше" и получаю много информации связанной с продажей, историей или же обзором каких то конкретных моделей. Мне же хотелось бы сделать такую вот статеечку в которой я постораюсь рассказать все, что я узнал о столь полюбившейся мне обуви.

Ну и как бы темы будут следующие.
1 Введение 
2 Особенности выбора
3 Где купить
4 Как отремонтировать
5 Как улучшить
 
Введение
Берцы обувь суровая и брутальная, если человек носит ее в обычной жизни, значит он тем самым хочет показать свою агрессию, не предрасположенность к общению, возможно закомплексованность... и всякое подобное, это так мозгоправы считают. Я же считаю, если не брать в расчет тех кого обязали что то носить, то ношение одежды в 50% случаев это просто ношение одежды... и в пир, и в мир, и в добрые люди. Еще 45% это приверженцы какой нить культуры, стиля, поклонники чего то, и 5% это как я, те у кого фобия, комплексы или еще что то на психологическом уровне.
Стиль одежды свободен вибирать для себя каждый. Даже в армии у некоторых был пунктик на то, что бы не шнуровать верхние дырочки, почему, не знаю до сих пор... 
Так вот если вы выбрали своей повседневной обувью Берцы или же другие прочные, высокие ботинки, то первое что хотелось бы сказать
ЭТО ВРЕДНО, жизнь вообще штука вредная, от нее умирают.
Такая обувь может вызвать множество заболеваний и проблем с ногами, но к счастью
 во первых, она защищает гораздо больше чем вредит
 во вторых, проблем можно легко избежать если воспользоваться следующими советами
1 Не поленитесь и купите в ортопедическом магазине стельку для исправления плоскостопия, можете взять самую дешевую, когда она 
придет в негодность, а сделает она это достаточно быстро в виду маркетингово хода, вы просто ее легко переделаете и она еще лет сто 
прослужит.
Если не хватает на ортопедическую стельку, то стоит взять хотя бы паралонову, для уменьшения отдачи в позвоночник.
ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!
2 После снятие обуви вынимайте стельку, если сняли на долгий срок лучше еще и широко расшнуровать и расправить ботинок.
3 Мойте стельку с мылом и щеткой раз в неделю и не сушите на батарии, ее от этого покоробит
Для избежания потливости ног, ополаскивайте их с утра ледяной водой, кстати это еще и заколяет
5 Так же стоит воспользоваться кремами и спреями, одни для профилактики грибка например как ДЕО контроль, другие для уменьшения потливости, вообще можно купить аэрозольный дезадорант какой нить нейтральный и просто перед надеванием носка опрыскивать ноги.
6 носки... всем понятно я думаю, что их надо менять каждый день? Для берцев подходят толстые, мягкие, пушистые носки, становится жарче, но ноге удобнее и меньше шанс натереть мазоль. Кстати для тех у кого часто потеют ноги советую использовать льняные носки, к сожалению они чаще всего белые, потому они окрасятся навсегда.
Кстати хочу добавить что если уж мозоль натерли, то в аптеке есть такая клей кожа БФ-6
отлично заклевивает мелкие порезы, ссадины, царапины и сорванные мозоли.
Наносится палочкой, застывает моменталь.
Оказывает стерилизующий и заживляющий эфект.
Стоит рублей 40.
 
Вот вроде и все, о чем следует помнить.

Особенности выбора
Начну с того, что не всем идут берцы, иногда тактические ботинки или их аналоги намного удобнее, про них я к сожалению знаю не много, потому о них я сделаю отдельную статью. Первое на что я всегда обращаю внимание это на внешний дизайн и конструкцию.
На примере - отмеченно синим это шов. Самый важный элемент, от чьего качества зависит - через сколько вашему ботинку придет первая хана.
Разные производители делают по разному, и дело даже не в цене. Некоторые дорогие модели рвуться не просто по шву, а у них вообще слой подошвы от пришитого к берце слоя отрывается.
Вот примерно что может случиться. Это Американский Land Rover привезеный из за бугра моим отцом, кожа - фигожа, а вот подошва полное УГ. Белая начинка это термоклей, которым мне пришлось заклеивать прямо на ходу можно сказать, потому выглядит не очень, но хотя бы до дома доехал с подошвой. И у многих ботинок с подобной конструкцие есть точно такие же косяки. Дело в температурном режиме, они просто не рассчитаны на столь низкие температуры как в нашей стране и резина как вы можете видеть на фотографиях приходит в негодность. Она трескается, а клей теряет свои связующие свойства.
 
Обращаем наше внимание на внутренюю часть язычка или на нижнюю часть подошвы. Там мы видим информацию о производителе и из чего сделан наш товар. Я нашел на одном сайте подробное описание сокращений и материалов подошвы, правда там они не сравниваются и допущенны некоторые ошибки, к тому же текст защищен от копирования.
 
Вот как бы некоторых из описаний, которые нам непосредственно нужны.
 
Подошва из полиуретана (ПУ, PU) 
Достоинства: Полиуретан обладает хорошими эксплуатационными свойствами: он мало весит, так как имеет пористую структуру хорошо сопротивляется истиранию, гибок, отличается отличной амортизацией и хорошей теплоизоляцией. Изготовленные из полиуретана подошвы - легкие и гибкие.
Недостатки: Пористая структура имеет так же и негативный эффект, она имеет плохое сцепление со снегом и льдом, поэтому для зимней обуви такую подошву лучше не брать. Так же при температурах ниже -20 подошва может начать трескаться.
 
Подошва из термопоулиретана (ТПУ, TRU)
Достоинства: Термополиуретан обладает достаточно высокой плотностью, благодаря чему из него можно изготавливать подошвы с глубоким протектором, которве обеспечивают отличное сцепление с поверхностью. Также у ТПУ высокая износостойкость и сопротивление деформации, в том числе порезам и проколам.
Недостатки: Высокая плотность ТПУ увеличивает его вес, а теплоизоляция и эластичнность хуже.
 
Поэтому давнные виды подошвы комбинируют. И получается двухслойная подошва. Это легко определяется визуально. Сверху ПУ а нижний контактирующий слой с землей из ТПУ.

Подошвы из термопласта (ТЭП, TRP)
Достоинства: Этот материал можно считать всесезонным. Он прочен, эластичен, устойчив к морозам и износу. ТЭП обеспечивает хорошую амортизацию и сцепление с грунтом. Тэп монолитный имеет хорошую теплоизоляцию и высокую прочность. Причем терпоэластопласт может быть переработан, то бишь он экономичен (тогда какого х! на него такие цены непонятнл)
Недостатки: При темепературах -45 и +50 ТЭП теряет свои свойства, вообще написанно что его редко применяют для спецобуви (странно).

Подошвы из поливинилхлорида (ПВХ, PVC)
Достоинства: Подошвы из ПВХ  хорошо сопротивляются истиранию, стойки к воздействию агресивных сред и легки в изготовлении. Их часто использую в домашней и детской обуви, а раньше широко применяли для спецобуви, так как при смешивании с каучуком ПВХ проучает такие свойства, как масло и бензолостойкость.
Недостатки: ПВХ используется только при производстве повседневной обуви для осени или весны, потому что этот патериал имеет большую массу и низкую морозостойкость, не выдерживая температуры ниже -20. Кроме того, подошва из ПВХ сложна и дорога в производстве.

Подошвы из этиленвинилацетата (ЭВА, EVA)
Достоинства: ЭВА - очень легкий материал, обладающий хорошими амортизирующими свойствами, потому его используют в кросовках как вставки. Поскольку он способен поглащать и рапсределять ударные нагрузки.
Недостатки: Со временем его свойства пропадают, поскольку стенки пор ломаются, так же при низких температурах ЭВА очень скользкий и неустойчивый.

Подошвы из термопластичной резины (ТПР, TPR)
Термопластичная резина это обувная резина сдеоанная из синтетического каучука, который прочнее чем каучук  натуральный, но не менее эластичный. Впрочем его гибкость повышают различными добавками.
Достоинства: ТПР обладает малой плотностью, что обеспечивает ей легкий вес. В ней нет сквозных пор, пожэтому она удерживает влагу. Однако поры внутри ТПР есть и они удерживают тепло. Кроме того ТПР обеспечивает хорошее амортизационное свойство.
Недостатки: На сайте как то странно, на сайте написанно что такая подошва обеспечивает теплостойкасть, а в недостатках написанно что она не может обеспечить теплостойкость. Так же написанно что данная подошва сильно скользит от влаги и мороза, а еще она очень быстро стирается.
 
После того как амы узнали из чего изготовленна подошва, мы смотрим на то, как она соединена. 
Потому смотрим на полоску и видим. 
Нити - смотрим как часто сделанны стежки, чаще лучше. Вид нити, по хорошему это должен быть капрон но бывает и обычный лавсан, эти две нити очень похожи, но по прочности и истиранию лавсан сильно уступает. Но и у лавсана есть свои плюсы, при намокании лавсан не меняет своих свойст, тогда как капрон от намокания становится слабее.
На вид эти нити различаются следующим. 
Капрон толще и более грубый, его нити отчетливо разлечимы, заплетены косичкой.
Лавсан тоньше, гладкий и блестящий, нитей из которых он сплетен практически не видно.
 
Бывает варинат прикленной подошвы. Я такой даже не рассматриваю обычно, так как большинство кросовок склееных не протягивает и месяц, а берцы, у которых на подошву нагрузки в разы больше и подабно долго не выдержат. Плюс ремонт приклееной подошвы лишь убирает симптомы, и подошва рвется вновь.
 
Нас интересует вариант либо комбинированного соединения, либо литьевой. Поскольку только такие варианты способны обеспечить достаточную прочность и надежность.
 
Дальше мы смотрим на подошву, протектор у всех разный, но есть множество моделей с протектором как у обуви фирмы гриндерс и камелот. Скажу вам, что как качество самой резины такой подошвы так и ее прилепливание к пришитому основанию весьма плох. Зачастую такой протектор стирается на пятке всего за пару месяцев, в нем постоянно что то застревает, а при ходьбе по грязи липнет столько дерьма что ботинок становится ощутимо тяжелее. Жесткая - означает сильную отдачу в позвоночник, большой вес и при высоких или низких температурах она вся потрескается. Такая подошва состоит из двух частей, и эти две части просто приклеиваются, что означает, что во время очередной пробежки ваш ботинок начнет как кракодил хавать землю. Шов между верхним слоем подошвы и началом берцы пришит или приклеен неведомо странным образом внутри, если кожа не настоящая "а она не только бывает не настоящей, но и неправильно обработанной" она просто рвется и образовывается дырень которая не зашивается, а только латается и заклеивается.
 
Лучше всего когда на готовую берцу отливают подошву, а сама подошва сделана из двух частей полиуретан/термополиуретан собранная так же литьем, а не склейкой.
ЭТО очень важно, ведь даже если подошва изготовленна из качественных материалов, способ крепления может свести на нет все ее качество. 
 
Дальше обращаем внимание на красную зону, это зона повышенного напряжения, при шаге, в этих местах слева и с права материал постоянно сгибается и разгибается.
 
Я заметил, что обувь имеющая цельный нос как вот эта модель - чаще подверженна износу нежели модели с носами как у ронольда макдонольда. Но тут нужно учесть что если материал дермантин, то все станет печально весьма скоро. Вне зависимости от конструкци.
 
 
 
 
 
 
Но при этом если там ткань, то она со временем просто воршиться. (ни в коем случае не опаливайте и не сбривайте этот пушек)
 
 
Дальше смотрим сюда.
Видите эту клепочку? Так вот, она там нафиг не нужна.
Что бы в этом месте разорвать ботинок, надо жать от
груди две сотни. И взяв ботинок попытаться разорвать...
и то я думаю он скорее в другом месте порвется.
Но все же стоит обратить внимание на шов, что бы он был
цельным. Шел П образно, без разрывов.
 
                      Если шов обрывается а дальше идет с заездом
                       это не хорошо.
 
 
 
 
Переходим к шнуровке. На вкус и цвет как говорится, у одних вариантов одни плюсы, у других другие. 
Я начну с того что кольца или будь то скобы или клепки ни в коем случае не должны драть шнурок, это чувствуется при шнуровке. Это означает, что даже если вы будете использовать стальной трос вместо шнурка, он все одно рано или позно протрется. Поэтому при покупке посторайте взять пару у которой нет этого косяка. Если же выбора нет или такой косяк у всех вариантов, то вам потребуется в ближайшее время зализать зазубрины. Об этом я расскажу в статье про ремонт.
 
Варианты шнуровок
 
Первый
Самый часто встречаемый, просто круглые отверстия,
шнуруется медленно, расшнуровывается тоже, зато шнуровку
редко когда приходится поправлять и вновь стягивать.
При таком варианте при необходимости широко распрвавить
ботинок нужно иметь длинные шнурки дабы вновь его
зашнуровать побыстрее. Если же шнурки короткие, то
приходится вновь их вставлять каждый раз после расшнуровки
Минусом является некачественное изготавление отверстий.
Что приводит к тому, что шнурок очень сильно дрет.
 
Второй
Здесь комбинированный вариант, есть кольца, а есть крючки,
при шнуровке таким вариантом шнуровка и расшнуровка
проходит намного быстрее, дело привычки. А для широкой
рашнуровки не требуются длинные шнурки, для избежания
долго зашнуровывания.
К минусу можно отнести, что в таком случае метал весьма тонок
и часто после долгой эксплуатации он рвет шнурок. 
 
 
 
Третий
Внешние кольца, давнный вариант весьма плох из за того,
что его трудно зашнуровывать, потому, что эти тонкие
проволочные кольца вечно прижимаются к основанию,
болтаются туда сюда, если руки дрожат, так это вообще ад.
Из за тонкости и гладкости проволочных колец шнуровка 
сьезжает и переодически приходится вновь перешнуровывать.
Основание крепления проволочных колец выполнено всегда грубо
и потому шнурок их цепляет и перетирается. Но если у вас
длинные шнурки, то затянуть после широкой расшнуровки берец
гораздо проще, это единственный плюс. Кстати давнный вариант
комбинированный, сверху идут скобы, но это не важно, шнуровка все одно будет разьезжаться.
Лучше всего когда в нижней части шнуровки используюься отверстия.
 
Четвертый
Вертикальные кольца. Достаточно редкий вид шнуровки, чаще всего
используется на высоких берцах, а так же на тактических тонких.
Достаточно быстро шнуруется и стягивается. Правда так жебыстро
и растягивается. Тонкие кольца сидят на жестком креплении потому
постепенно перетирают шнурок.
 
 
 
 
 
 
Пятый 
Молния. тут как бы дело двоякое. Во первых молния хоть и легко и быстро одевается и снимается она дает течь, наступать даже в мелкую лужу в берцах на молнии весьма сомнительное дело. Но елси все же вы захотели молнию то обратите внимание на следующее
Молнии существует двух типов конструкций и выполняются из двух видов материалов.
Тип спиральный и тип тракторный.
Спиральный очень надежный тип, чаще всего выполненый из пластмассы одна проволка закручивается спиралью и получается молния. Второй тип тракторный, бывает как металический так и пластиковый, и если пластиковый это полное УГ которое ни в коем случае брать нельзя, то металл вполне надежен. Правда в сравнении со сприльной, тракторная чаще заедает, зажевывает ткань и ломается.
 
Некотрые виды замочков имеют конструкцию со стопором. На картинке он обозначен красным. Такие замки имеют
свойство ломаться очень быстро, поскольку сделаны из нескольких частей это первое. Второе, что бы его сдвинуть нужно оттянуть замочную чеку перпендикулярно молнии и тогда эта дурацкая скоба вытащится из зубьев и замок можно будет двигать свободно. Это сделанно как раз для того что бы замок самопроизвольно не скатывлся. Но так как большинство не замечает этой хреновины они начинают сильно тащить в направлении вдоль молнии, из-за чего замку, и молнии, да еще и пальцам иногда приходит хана. Так же стоит добавить что если предыдущие системы шнурования ремонтироть легко, то вот замок отремонтировать трудно.
 
Дальше мы обратим внимание на внутренее строение. Вытащите стельку оденьте ботинок и убедитесь что каркасные ребра жесткости подошвы не упираются вам в ногу, так как если вы их чувствуете то  
во первых вы их почувствуете через любую стельку, кроме пластиковой,
во вторых это означает о некачественной подошве,
в третьих это очень больно и очень сильно бьет по позвоночнику.
Так что такую обувь лучше сразу отложить в сторонку. 
 
Так же вы можете заморочится с определением ткани и материала. Лучше всего это качественная кожа, потому, что со временем она сядет вам по ноге и вы будет чувствовать, что вы родились в этой обуви, но чаще всего это крашеная свиная и говяжья кожа, весьма жесткая и она приходит в негодность поскольку изготовленна индусами. Не смотря на то что корова у них животное святое они первые в мире по поставке говядины на мировой рынок. Мех вещисезонная, иногда проще взять берец на размер побольше и носить его с шерстяным носком поверх льняного, но коль выбираете с мехом, просто убедитесь, что он не покрылся барашками от воды, он должен быть мягкий и ворсистый. Синтетика или настоящий, от этого будет меняться только запах ног после дня в помещении, греть он будет не сильно хуже. Так же посмотрите на язычек, он должен быть пришит с двух сторон к берцу миниму на 2 иначе наступив в лужу, лужа наступит в вас. К тому же он не будет сьезжать и елозить. Чего нельзя сказать о свободно болтающемся язычке.
 
Шнурки шнурочки
Я в общем то не думал что потребуется данная информация. Шнурки различают по типу материалов, конструкции и длинне...
еще можно поиграть с цветными, но для работы они плохо подходят. Хотя их можно использовать как опозновательный знак, или как сигнал незаметный для других в толпе. Так делали шпионы кстати.
 
 
 
Сейчас в большинстве случаев вместе с берцами в комплекте идут шнурки хорошего качества, и если отверстия для них без дефектов, то
они прослужат вам достаточное время. Не стоит забывать, что шнурки так же как и стельки это расходный материал, это как прокладки в трубах их нужно переодически менять даже если они очень хорошие. Поэтому при покупке обуви, возьми сразу пару запасных шнурков, лучше подлинее. Кстати на счет длинны, могу сказать, что тут на вкус и цвет товарища нет, кому то удобнее что бы было в притык, а кому то что бы еще по два метра свисало.
Мне посоветовали рассказать про квадратные шнурки, но увы я пока про них ничего не знаю. 
 
Так как нам необходимы крепки и надежные шнурки, я опишу только несколько видов из всего разнообразия.
Кожанные шнурки.
Кожанная шнуровка если она обработанная круглая более гладкая и хорошо скользит, причем как в кольцах так и в руке, а узлы из такой шнуровки выходят не очень крепкими. Плюс обычно они тонкие, что само по себе не очень удобно, если же это просто квадратная полоска кожи, то она в разы более туго завязывается и развязывается, но рвется на раз два. 
Капроновые шнурки.
Данные шнурки бывают армированными и не армированными. То есть в первом случае шнурок состоит из синтетисемкой белой сердцевины, очень гладкой, крепкой и не тянущейся, а с наружи защитная оптелка. Она позволит даже при разрыве внешнего слоя еще какое то время пользоваться шнурком. Оплетку в дальнейшем можно вновь сшить, но это заморочисто и потому проще купить новые. Оплетка бывает как из капрона, так и из естественных материалов.
 
Очень важно помнить, что если шнурок тонкий, гладкий и блестящий это означает, что он сделан целиком из одного капрона, армирования нет, что уменьшает его прочность, плюс, у капрона есть очень плохое свойство сильно нагреваться даже при незначительном трении. Это означает, что при расшнуровки такого шнурка, есть шанс обжечь кожу между фалангами. Не сильно, но крайне неприятно. 
 
Широкие шнурки не удобны тем что постоянно закручиваются и если вы хотите красивую шнуровку то вам каждый раз придется с ней возиться, а в остальнои они ни чем не отличаются от уже описаннхы шнурков.
 
 
 
Потому лучше брать относительно толстые шнурки, что бы они с лгекостью проходили через отверстия, внешний слой был немного пушистым, это указывает на использование природных материалов, плюс увеличивает скольжение в металических кольцах при затягивании, но при этом узел получается крепким и не стремится развязаться.
 
Стоит заметить что помимо самого шнура у шнурков есть еще одна важная штуковина. Наболдажник, у него даже какое то свое название есть, но я его забыл. С этими наболдажниками все намного проще.
Тот что сверху - самый надежный, такой точно не слетит в первые же месяц службы. А вот пластиковый испортиться в момент, и вставлять шнурки в отверстие каждый раз будет все труднее и труднее, поскольку шнурок будет расплетаться и топорщиться. В таком случае его легко просто опалить зажигалкой.
Ни в коем случае не опаливайте огнем, и не срезайте размохрившиеся нити шнурков в зоне протертостей.
Вы только ускорите их износ. 

На последок хочу сказать, что не стоит недооценивать важность и полезность шнурков. Ведь у вас под рукой всегда будет несколько метров хорошей веревки.
 
Где купить
 
Весьма неоднозначный вопрос, ведь многие пользователи данного сайта проживают на территории другой страны, или же в весьма отдаленой части моей. 
Начну с того что в нынешнее время маленькие военторги стали уступать рынок серьезным магазинам ппродающим как лично произведеную ими продукцию, так и забугорное тряпье. Те же маленькие магазинчики что остались продают тот же ассортимент, только дороже.
Вообще в Москве и московской области лидируют магаизны Сплав и АТАКА специализирующиеся на военном обмундировании, а так же Техно Авиа и Восток сервис, продающие рабочую одежду.
Открываем мы значит сайт магаизнов Сплав или АТКАКА и видим там самый дешевый берецы
 
"Тропик или Тропик-м" за 2 500-2 700 рублей.
Покупал я как то раз их. 
Подошва пришита, и проклеена как утверждает производитель, это означает что ее качесво сводится на нет, ведь при низких температурах или сильных нагрузах
клей просто рассыплется и подошва будет держаться только на шве. Который вскором времени просто порвал часть резины и отвалился, а где то просто разорвалась сама нить.
Данная модель имеет Супинатор который помогает избежать плоскостопия. К сожалению он изготовлен из мягких материалов, а потому его воздействие сводится на нет.
Подносок усиленн термопластическим материалом (ТМ).
Материал самой берцы, кожа хромированная, качество ее печально, стирается и сыплется как дермантин в виду некачественной обрабокти и окрашивания.
 
В принципе в этих магазинах вся обувь идет от 2 500 и выше, такая обувь прослужит вам максимум один сезон, можете приобрести конечно, что то за 6 000 или за 8 000.
В военторгах та же песня.
 
Но я не думаю что многие готовы выкладывать таки суммы.
Теперь мы откроем сайт Восток сервис.
Там мы увидим совершенно иной модельный ряд.
К слову это будет небольшая реклама. Так как я настрадался с другими достаточно.
Восток сервис предлагает нам обувь србственного производства, и вот например "ТОФФ ОМОН-М(слева) и ТОФФ БЕРКУТ-М(справа)" во первых стоимость.
Стоят обе модели по 1 300,
во вторых, данная обувь изготовленна в соответствии с ГОСТом, а это значит, что она не будет деформировать вам кости.
Подошвы у обеих моделей к сожалению только однослойный полиуретан (от -25°C до +80°C). Но, что очень важно, тип крепления литьевой, а это значит что она не оторвется вообще никак. Материал берцы натуральная кожа, качество изготавления которой раза в два лучше чем у "ТРОПИК"
поскольку краска - не стирается и не лопается.
Материал подноска так же термопласт (ТМ).
 
К слову, данные модели не сделанны из облегченного материала как "ТРОПИК" но это влияет лишь на то что "ТРОПИК" не одеть зимой, в отличии от "ТОФФ", но внутренняя часть "ТОФФ" сделанна из дышащего трикотажного полотна, потому ногу не натирает однослойный слой кожи и ткани, а пористость подкладки позволяет ноге дышать. Потому "ТОФФ" можно носить летом и не потеть.

Хочу добавить, что вообще у них есть модель ТОФФ ВОЛЬФ двух видов.
Стоит она 1 600.
Первое что я хочу сказать, она нереально удобная, сидит как влетая с первых минут. Подошва изготовленна из двух слоев полиуретан/термополиуретан (от -35°C до +120°C) литьем, берца натуральная кожа, хорошего качества изготовления, внутри удобная подкладка.
Носок у данной модели стальной выдерживает удар до 200 Дж
По спецзаказу возможна комплектация модели защитной антипрокольной стелькой, а также изготовление модификации без защитных элементов, с кожаной подкладкой.
К слову я покупаю именно эту модель для изготавления своих монстров.
 
 
 
 
И кстати вторая модель данной обуви
отличается от первой только внешним
видом, дизайн напоминает как раз обувь
Сталкеров из игры, так как имеет
квадратный нос.