YaSTALKER.com

Аварии при ядерных взрывах в мирных целях (многа букаф)

Категория: Вещание Зоны

Аварии при ядерных взрывах в мирных целях

10 декабря 1961 года. США, город Карлсбад.

Мощный выброс радиоактивных газов при подземном ядерном взрыве «Гном» мощностью 3 кт произведенном в рамках программы «Плаушер». Радиоактивное облако накрыло пересечение двух важных шоссейных дорог в 3,5 мили от места взрыва. Мощность дозы облучения здесь достигала 1,4 Р/ч. Движение по дорогам временно было закрыто (List of nuclear accidents, 2004).

15 января 1965 года. СССР, Семипалатинский испытательный полигон.

Первый советский промышленный подземный ядерный взрыв с выбросом грунта (условное название взрыва «Чаган»), Целью его было создание искусственного водохранилища. В результате взрыва мощностью 140 кт в тротиловом эквиваленте образовалась воронка диаметром 400 и глубиной 100 метров. Спустя 2,5 секунды после него начало формироваться облако из раскаленных газов. Через 5 минут оно достигло высоты 4800 метров. Раздробленный грунт был выброшен на высоту до 950 метров. Мощность гамма-излучения в воронке взрыва на следующие сутки равнялась 30 Р/ч. В результате выпадения радиоактивных продуктов взрыва были загрязнены территории десяти населенных пунктов с количеством жителей около 2 тыс. человек. Дозы их внешнего облучения составили от 0,5 до 3 бэр. В то же время население, продолжавшее жить в загрязненных поселках, получало и значительные дозы внутреннего облучения из-за потребления загрязненных радионуклидами воды и продуктов питания. Наиболее уязвимыми оказались дети. Расчетные дозы облучения щитовидной железы утех из них, кто проживал на наиболее загрязненных территориях, только за первые полтора года после взрыва составили более 14 бэр

Даже в настоящее время, спустя более 40 лет, на берегу искусственного водоема, образованного взрывом, уровень радиации достигает 2-3 мР/ч. Примечательно, что в соответствии с программой мирного использования атомной энергии в засушливых районах Советского Союза предполагалось создать около 50 таких искусственных водоемов (Емельяненков. 2000: Израэль, 2000; Мирные ядерные взрывы, 2001).

23 марта 1971 года. СССР, Пермская область.

Произведён групповой ядерный взрыв «Тайга» на трассе предполагаемого строительства канала Печора - Колва в 100 километрах северо-западнее города Красновишерска. Для этого были заложены в линию на расстоянии 165 метров друг от друга на глубине 127 метров три специальных ядерных заряда мощностью 15 кт каждый. После взрыва возникла траншея длиной около 700 метров и шириной 340, Несмотря на то что при этом использовались новые ядерные заряды с очень малой мощностью по делению, образовался локальный след радиоактивного загрязнения. Длина его составила примерно 25 километров.

Радиоактивные продукты были обнаружены также за пределами СССР в ряде стран, включая Швецию и США, руководство которых, рассматривая это как нарушение международных договоров, направило протесты СССР. На расстоянии 350 метров от траншеи со временем была организована санитарно-защитная зона, уровни радиации в которой достигают 1 мР/ч (Израэль, 1996; Мирные ядерные взрывы, 2001).

19 сентября 1971 года. СССР, Ивановская область.

Аварийная ситуация при проведении подземного ядерного взрыва «Глобус-1»в мирных целях. Через 16 минут после него у технологической скважины возник газоводяной фонтан. Мощность дозы излучения на устье скважины спустя 2 часа после взрыва достигла 210 Р/ч. Площадь радиоактивного загрязнения территории составила 10 тыс. квадратных метров (Мясников, 1998).

2 октября 1974 года. СССР, Якутия (70 км северо-восточнее пос. Айхал).

Аварийная ситуация при проведении подземного ядерного взрыва «Кристалл» в промышленных целях. Радиоактивное облако после этого взрыва образовало радиоактивный след длиной до 12 километров при ширине до 400 метров (Мясников, 1998).

24 августа 1978 года. СССР, Якутия (50 км восточнее пос. Айхал).

Аварийная ситуация при проведении подземного ядерного взрыва «Кратон-3» в мирных целях. При взрыве выбросило часть забивки и кусок трубы, на которой подвешивался ядерный заряд. Произошел выброс радиоактивных аэрозолей и элементов ядерного взрывного устройства. Радиоактивное облако накрыло территорию в 450 тыс. квадратных километров. Уровень радиации вблизи скважины был, судя по погибшему («рыжему») лесу на территории 100 гектаров, не менее 10 000 Р/ч. При выбросе переоблучились 80 человек, из них 76 получили дозу 20-25 рад (Мясников, 1998).

31 июля 1982 года. СССР, Иркутская область (160 км севернее города Иркутска).

Аварийная ситуация при проведении подземного ядерного взрыва «Рифт-3» в мирных целях. Мощное истечение радиоактивных газов. Спустя 15 лет в годовых кольцах деревьев в районе взрыва был обнаружен даже уран-235, что свидетельствовало о присутствии в радиоактивном выбросе непрореагировавшей части ядерного заряда (Малевич, 1997).

Войсковые учения с применением ядерного оружия

Параллельно с радиационными экспериментами, проводившимися в лабораториях и госпиталях, на испытательных полигонах начали исследовать воздействие поражающих факторов ядерных взрывов на большие контингента военнослужащих.

Войсковые учения с применением ядерного оружия проводились в СССР (дважды) и в США (десять операций). По оценкам Министерства обороны США, в американских учениях было задействовано около 210 тыс. солдат и офицеров. В Советском Союзе в учениях участвовало до 46,5 тыс. военнослужащих.

23 июля 1946 года. Маршалловы острова (опека США), Тихий океан, атолл Бикини

В лагуне атолла Бикини под водой на глубине 27 метров был произведен испытательный ядерный взрыв мощностью 21 кт В качестве мишеней использовались 80 военных судов. Через 2 часа после проведения испытаний объединенные команды морских и пехотных подразделений, находившихся в момент взрыва на судах поддержки на расстоянии 16 километров, вошли в лагуну и исследовали разрушения и уровень радиации на судах-мишенях. В операции участвовало 240 судов, 160 самолетов и около 42 тыс. военнослужащих. В результате взрыва большое количество радиоактивной морской воды было выброшено на палубы и попало в помещения судов-мишеней. Команды, участвовавшие в обследовании судов, подверглись сильному облучению (Wasserman, Solomon, 1982).

США, штат Невада, испытательный полигон

1 ноября 1951 года.

Был произведен воздушный испытательный ядерный взрыв мощностью 21 кт В момент его войсковые подразделения общей численностью несколько тысяч человек находились на расстоянии около 11 километров от места взрыва и наблюдали за развитием событий. Через некоторое время после прохождения ударной волны отдельные подразделения совершили марш-броски по направлению к эпицентру взрыва (не доходя до него примерно один километр). Затем по специальной методике, разработанной в американском военном ведомстве, оценивалось поведение солдат и офицеров, на которых воздействовали поражающие факторы взрыва, их реакция на приказы (Wasserman, Solomon, 1982; US Atmospheric Nuclear Tests Database, 2004).

5 ноября 1951 года.

Был произведен воздушный испытательный ядерный взрыв мощностью 31 кт. Изучались поведенческие и психологические особенности военнослужащих после воздействия на них поражающих факторов ядерного взрыва (Wasserman, Solomon, 1982; US Atmospheric Nuclear Tests Database, 2004).

1 апреля 1952 года.

Воздушный ядерный взрыв мощностью 1 кт. Около 10 тыс. военнослужащих в момент взрыва находились на расстоянии 6,4 километра от эпицентра. Через 2 часа после проведения испытания войсковые подразделения совершали марш-броски к эпицентру. При этом не использовались средства индивидуальной защиты (Wasserman, Solomon, 1982; US Atmospheric Nuclear Tests Database, 2004).

15 апреля 1952 года.

Воздушный ядерный взрыв мощностью 1 кт. По методике, аналогичной той, которая применялась при проведении испытательного ядерного взрыва 1 апреля 1952 года, войсковые подразделения, не используя никаких средств индивидуальной защиты, совершали марш-броски к эпицентру взрыва (Wasserman, Solomon, 1982; US Atmospheric Nuclear Tests Database, 2004).

21 апреля 1952 г.

Воздушный ядерный взрыв мощностью 31 кт По методике, аналогичной той, которая применялась при проведении испытательного ядерного взрыва 1 апреля 1952 года, войсковые подразделения, не используя никаких средств индивидуальной защиты, совершали марш-броски к эпицентру взрыва. Солдатам, находившимся в окопах, было приказано повернуться спиной к району взрыва и прикрыть глаза руками, а после прохождения ударной волны и осаждения пыли двигаться к эпицентру (Wasserman, Solomon, 1982; US Atmospheric Nuclear Tests Database, 2004).

1 мая 1952 года.

Воздушный ядерный взрыв мощностью 19 кт. Войсковые подразделения, не используя никаких средств индивидуальной защиты, совершали марш-броски к эпицентру взрыва (Wasserman, Solomon, 1982; US Atmospheric Nuclear Tests Database, 2004).

25 мая 1952 года.

Наземный ядерный взрыв мощностью 11 кт. По методике, аналогичной той, которая применялась ранее при проведении аналогичного испытательного ядерного взрыва. Войсковые подразделения совершали марш-броски к его эпицентру. (Wasserman, Solomon, 1982; US Atmospheric Nuclear Tests Database, 2004).

8 февраля 1955 года.

Воздушный ядерный взрыв мощностью 1 кт. В учениях было задействовано 8 тыс. военнослужащих. Окопы и траншеи, в которых находились подразделения, располагались на расстоянии 2,4 - 8 километров от эпицентра. По свидетельству участников операции, при взрыве разрушились наиболее близко расположенные к нему траншеи, и солдатам приходилось высвобождаться из завалов (Wasserman, Solomon, 1982; US Atmospheric Nuclear Tests Database, 2004).

31 августа 1957 года.

Ядерный взрыв мощностью 44 кт. Его наблюдали тысячи солдат подразделений, дислоцированных в 29 километрах от эпицентра. Спустя два дня (2 сентября 1957 года) большинство из них участвовало в маневрах, проводившихся в 5 километрах от места проведения другого взрыва. А еще через день все эти солдаты были задействованы на учениях, максимально приближенных к боевым условиям, а также в демонтаже и транспортировке загрязненного оборудования. В июне 1985 года Национальная академия наук США опубликовала результаты исследования смертности среди участников этих войсковых учений. Были проанализированы причины смерти среди 49 тыс. «ядерных» ветеранов. Из 3554 участников испытания десять человек умерли от лейкемии в возрасте до 45 лет, что в два с половиной раза превышает ожидаемый риск (Wasserman, Solomon, 1982; US Atmospheric Nuclear Tests Database, 2004).

14 сентября 1954 года. СССР, Оренбургская область, Тоцкий полигон.

Одно из двух советских войсковых учений с применением ядерного оружия. Воздушный взрыв мощностью 40 кт был произведен на высоте 350 метров. В учениях было задействовано 45 тыс. человек. По официальным данным, непосредственно в зоне взрыва действовало не более одного процента личного состава (Тоцкое общевойсковое учение, 1993).

10 сентября 1956 года. СССР, Казахстан, Семипалатинский испытательный полигон.

Второе войсковое учение с применением ядерного оружия. Тема учения: «Десантирование на вертолетах парашютно-десантного батальона вслед за атомным ударом с целью воспрепятствовать восстановлению противником бреши, образованной атомным взрывом». Воздушный ядерный взрыв мощностью 38 кт был произведен на высоте 300 метров. В учениях было задействовано 1,5 тыс. военнослужащих. Непосредственно к центру взрыва десантировалось 272 человека. На рубеже высадки десанта уровни радиации на местности составляли от 0,3 до 5 рентген в час. По официальным данным, личный состав десантных подразделений подвергся внешнему облучению не выше 0,3 рентгена (Кыров, 1994; Семипалатинский полигон, 1997).

Аварии на объектах ядерно-оружейного комплекса

Впервые в истории крупные радиационные аварии произошли в ходе наработки ядерных материалов для первых атомных бомб. Да и значительная часть современного радиоактивного загрязнения территории Земли связана с повседневной деятельностью и авариями на предприятиях ядерно-оружейного комплекса в различных странах, больше всего в СССР, США и Великобритании.

1 сентября 1944 года. США, штат Теннеси, Ок-Риджская национальная лаборатория

Первые жертвы «Манхэттенского проекта» появились в США в результате гонки за обладание ядерным оружием. При попытке прочистить трубу в лабораторном устройстве по обогащению урана произошел взрыв гексафторида урана. Разрушилась паровая труба. Поступивший водяной пар соединился с гексафторидом, что привело к образованию опасного вещества - гидрофтористой кислоты. Пять человек, находившихся в это время в лаборатории, пострадали от кислотных ожогов и вдыхания смеси радиоактивных и кислотных паров. Двое из них погибли, а остальные получили серьезные травмы (Kramish, 1995).

СССР, Челябинск-65, Комбинат № 817 (ПО «Маяк»)

19 июня 1948 года.

Первая крупная радиационная авария в СССР. На промышленном атомном реакторе по наработке оружейного плутония на следующий же день после его выхода на проектную мощность из-за недостаточного охлаждения нескольких урановых блоков произошло их локальное сплавление с окружающим графитом, так называемый козел. Реактор был остановлен, и в течение девяти суток «закозлившийся» канал расчищался путем ручной рассверловки. В ходе ликвидации аварии переоблучился весь мужской персонал реактора. Затем к работам были привлечены солдаты строительных батальонов, которые дислоцировались рядом с комбинатом. По сути эти люди были первыми советскими «ликвидаторами» (Грабовский, 2002)

25 июля 1948 года.

Новая авария на первом советском атомном реакторе по наработке оружейного плутония для первой советской атомной бомбы. На этот раз реактор останавливать не стали: требовалось выполнить план по плутонию любой ценой. Ликвидация последствий аварии осуществлялась на действующем оборудовании, что привело к переоблучению аварийных работников (Грабовский, 2001).

4 января 1949 года.

Уникальная операция по ремонту активной зоны первого советского атомного реактора по наработке оружейного плутония. В нарушение технического регламента поврежденные урановые блоки вручную поднимались в центральный зал реактора, а после ремонта загружались в новые каналы. Всего было заменено более 39 тыс. блоков. В течение полуторамесячной работы переоблучился весь персонал объекта - около 60 процентов работников реактора получили дозы от 25 до 100 рентген, а более 30 процентов - от 100 до 400 рентген (Славский, 1993; Круглов, 1995).

3 марта 1949 года. Челябинская область, р. Теча.

Первая уральская радиационная катастрофа. Массовый сброс комбинатом «Маяк» в реку Теча высокоактивных жидких радиоактивных отходов. Всего за 21 месяц (с марта 1949 года по ноябрь 1951-го) в реку было выброшено не менее 75 млн кубических метров радиоактивных отходов суммарной активностью 2,75 млн Ки. В большей или меньшей степени облучению подверглись около 124 тыс. человек в 41 населенном пункте. Наиболее интенсивному облучению - 28 100 человек, проживавших в прибрежных населенных пунктах по реке Теча (средняя индивидуальная доза - 210 мЗв). У части из них были зарегистрированы случаи хронической лучевой болезни. Около 37 процентов лиц с таким диагнозом имели накопленную дозу красного костного мозга более 0,5 Гр, около 27 процентов - более 0,7 Гр и 18 - более 1 Гр (до 4 Гр) (Лысцов, 1992; Ильин, 2002).

11 сентября 1957 года. США, город Денвер, предприятие «Рокки-Флэтс» по производству плутония

Произошёл первый из трех крупных пожаров на предприятии «Рокки-Флэтс» по производству плутония, расположенном в 27 километрах от города Денвер. Пожар начался в результате возгорания металлического плутония в перчаточной камере. Через вентиляционную систему огонь распространился на весь заводской корпус. Попытка пожарных подавить его углекислотой потерпела неудачу.

Сгорели вентиляционные фильтры на трубах, предназначенные для улавливания аэрозолей плутония. Облако дыма, насыщенное радиоактивными веществами, поднялось на высоту 160 футов. Огнеборцы применили для тушения воду. 30 тыс. галлонов её с неотфильтрованными радиоактивными примесями попали в местную канализацию. Пожар длился около 13 часов. Количество выброшенного плутония точно не известно. По различным оценкам оно составило от 14 до 250 килограммов. Через несколько дней, хотя многие здания завода были сильно загрязнены, работа по производству плутония продолжилась (List of nuclear accidents, 2004).

29 сентября 1957 года. СССР, Челябинск-65, Комбинат №817 (ПО «Маяк»)

Вторая уральская радиационная авария. Из-за неисправности в системе охлаждения температура в емкости, находившейся в хранилище радиоактивных отходов ПО «Маяк» (событие 6-го уровня по Международной шкале INES), подскочила до 350"С, что привело к испарению воды и последующему взрыву. Мощность его специалисты оценили в 70-100 тонн втротиловом эквиваленте. Бетонная крышка емкости толщиной 2,5 метра была отброшена на расстояние 25-30 метров. Общий выброс радиоактивности составил около 20 млн Ки. Из них почти 2 млн Ки поднялось на высоту один километр и выпало на площади 23 тыс. квадратных километров. В результате на территории части Челябинской, Свердловской и Тюменской областей образовался так называемый Восточно-Уральский радиоактивный след. Большая часть выброса осела на комбинате «Маяк». В зоне, мощность дозы облучения в которой в первые сутки составляла от нескольких десятков до нескольких сотен рентген в час, оказались пожарная и войсковая части, полк военных строителей и лагерь заключенных. Разовому облучению до 100 рентген подверглись более 5 тыс. человек. В ликвидации последствий аварии в период с 1957-го по 1959 год участвовали от 25 тыс. до 30 тыс. военнослужащих, (Новоселов, Толстиков, 1995; Ларин, 1996; Ларин, 2001).

10 октября 1957 года. Великобритания, Виндскейл, предприятие по производству оружейного плутония

Крупная авария на одном из двух английских реакторов по наработке оружейного плутония (событие 5-го уровня по шкале INES). Вследствие ошибки, допущенной при эксплуатации, температура топлива в реакторе резко возросла, и в активной зоне возник пожар, продолжавшийся в течение 4 суток. Получили повреждения 150 технологических каналов, что повлекло за собой выброс радионуклидов через 125-метровую трубу. Всего сгорело около 11 тонн урана.

Основное же количество радионуклидов было выброшено, когда пытались охладить реактор с помощью струи воздуха, и затем при тушении пожара водой, подаваемой насосом в реактор. Радиоактивные осадки загрязнили обширные области Англии и Ирландии. В Лондоне в 500 километрах от Виндскейла радиационный фон повысился в 20 раз. К вечеру 11 октября радиоактивное облако достигло Бельгии и Дании; 12-го - ФРГ; 15-го - южной Норвегии.

Власти Великобритании не эвакуировали жителей, проживавших вблизи предприятия, хотя те подверглись облучению, в десять раз превышающему допустимые нормы. Единственным защитным мероприятием в отношении населения было уничтожение примерно 2 млн литров молока, произведенного на загрязненной территории площадью более 500 квадратных километров. Максимальные дозы облучения щитовидной железы людей, проживавших в 5 километрах от реактора, были оценены в 1 сГр для взрослых и в 10 сГр для детей. Авария продемонстрировала серьезные недостатки в конструкции реактора. Сочетание воспламеняющегося графита в активной зоне ядерного реактора и воздуха как его охладителя представляло собой своего рода зажигательную бомбу.

Британский премьер-министр Г. Мак-Миллан скрыл причины случившегося. Он опасался, что данные, согласно которым пожар произошел из-за халатности операторов и недостатков конструкции реактора, могут подорвать доверие граждан к ядерной энергетической программе и затормозить развитие британского ядерного вооружения. Позднее Мак-Миллан заявлял, что полная и открытая информация «подвергла бы риску государственную безопасность». Лишь спустя 25 лет скрытые сведения о последствиях аварии и их влиянии на здоровье населения стали открытыми. По оценкам независимых экспертов, авария вызвала свыше 1000 смертей. Для предотвращения негативного отношения к предприятию британское Агентство по атомной энергии переименовало атомный комплекс «Виндскейл» в «Селлафилд». Но сегодня и оно вызывает не меньше мрачных ассоциаций (The New Ecologists, 1978; Berkhout, 1991; Bellona, 2001; Bellona, 2004).

20 ноября 1959 года. США, штатТеннеси, Ок-Ридж-ская национальная лаборатория

Взрыв на радиохимическом заводе Ок-Риджской лаборатории при проведении работ по дезактивации технологического оборудования. В результате произошел выброс приблизительно 15 граммов плутония-239. Обширному загрязнению подверглись здания завода, а также близлежащая территория (List of nuclear accidents, 2004).

Весна, 1967 год. СССР, Челябинская область, Челябинск-65, (ПО «Маяк»)

Третий уральский радиационный инцидент Аварийный ветровой перенос радиоактивности с берегов озера Карачай, которое ПО «Маяк» использовало для сброса жидких радиоактивных отходов. В период с 1962-го по 1966 год из-за отсутствия достаточного количества дождей озеро начало постепенно уменьшаться. В апреле 1967 года часть водоема высохла и оголилось около 5 гектаров дна его. Начавшиеся той весной сильные ветры разнесли радиоактивную пыль, в результате была загрязнена площадь в 1 800 квадратных километров. В основном с пылью переносились радиоактивные изотопы цезия и стронция, активность которых приблизительно оценивалась в 600 Ки. Загрязнению подверглась территория, на которой проживало около 40 тыс. человек (Кузнецов, 2001).

11 мая 1969 года. США, город Денвер, предприятие «Рокки-Флэтс»

Второй крупный пожаров на предприятии «Рокки-Флэтс» по производству плутония. Этот пожар, как и первый в сентябре 1957 года, начался с самовозгорания металлического плутония в перчаточной камере. Затем огонь перекинулся на другое производственное оборудование. Облако радиоактивного дыма накрыло близлежащие районы. Всего в результате пожара сгорело около 5 килограммов плутония (RAC Report, 1999; List of nuclear accidents, 2004).

24 июля 1969 года. США (там же)

Третий крупный пожар на предприятии «Рокки-Флэтс». Спонтанное возгорание плутония в контейнере. Территория завода и подветренные площади вблизи него были загрязнены плутонием. Несколько заводских корпусов оказались настолько загрязнены, что были признаны не пригодными для эксплуатации и позже демонтированы. Экономический ущерб от инцидента составил приблизительно 45 млн долларов (List of nuclear accidents, 2004).

11 декабря 1972 года. США, город Паулинг

Крупный пожар и два взрыва на предприятии по производству плутония. Неопределенное количество его было рассеяно внутри и вне предприятия, что привело к закрытию завода (Lutins, 2004).

30 августа 1976 года. США, город Ричленд, Хэнфордский ядерный комплекс

В технологической емкости при извлечении америция-241 из радиоактивных отходов произошел химический взрыв. Радиоактивные материалы выплеснулись в лицо рабочему, контролировавшему этот процесс. В течение нескольких минут он вдохнул более 300 мкКи америция-241, что в несколько десятков раз превысило предельно допустимую величину Человек был настолько загрязнен радиоактивными веществами, что весь период лечения должен был жить в бетонной комнате без окон в специальном центре дезактивации. Какое-то время все его испражнения собирались и захоранивались как радиоактивные отходы. Местная пресса назвала пострадавшего «Атомным человеком». Пять месяцев ушло на очистку его кожи, чтобы удалить внешнее загрязнение, а также чтобы с помощью экспериментальных препаратов уменьшить внутреннее заражение организма. В результате инцидента рабочий почти ослеп, но прожил еще около десяти лет и умер от заболевания сердца в возрасте 75 лет (McCluskey, 2001).

Аварии с носителями ядерного оружия

В марте 1996 года Гринпис опубликовал данные, согласно которым в результате аварий был потерян в морях и океанах 51 ядерный боеприпас (44 - Советским Союзом и семь - США). Кроме того, семь атомных реакторов (пять советских и два американских) с трех атомных подводных лодок СССР и двух АПЛ США затонули при авариях. Еще 19 атомных реакторов (18 - СССР, 1 - США) были преднамеренно затоплены в море (Greenpeace, 1996).

В воздухе

13 февраля 1950 года. Тихий океан, восточное побережье США.

На бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400 метров из-за сильного обледенения загорелся один из двигателей. Экипаж сбросил атомную бомбу в океан, а затем покинул самолет на парашютах (The Defense Monitor, 1981).

10 ноября 1950 года. Канада, провинция Квебек.

На бомбардировщике В-50, несущем на своем борту атомную бомбу «Марк-4», произошла неисправность двигателя. Бомба была сброшена с высоты 3200 метров и попала в реку. В результате детонации заряда ВВ и разрушения боеголовки река была загрязнена почти 45 килограммами высокообогащенного урана (The Defense Monitor, 1981).

10 марта 1956 года. Средиземное море

Бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез во время полета. Он совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заграничную базу. Были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла успешно, но со вторым самолетом-дозаправщиком бомбардировщик так и не вступил в контакт, как планировалось, над Средиземным морем. Несмотря на тщательные и обширные по площади поисковые работы, никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было (The Defense Monitor, 1981).

31 января 1958 года. Французское Марокко, авиабаза США

Бомбардировщик ВВС США В-47 с ядерной бомбой на борту разбился при взлете и горел в течение 7 часов на авиабазе в 145 километрах от города Рабат - столицы Французского Марокко. Работников авиабазы временно эвакуировали на расстояние 1,5 километра от неё. Марокканские власти об аварии уведомлены не были (The Defense Monitor, 1981).

5 февраля 1958 года. США, штат Джорджия

Бомбардировщик В-47 с водородной бомбой на борту столкнулся в воздухе с истребителем. При этом у бомбардировщика было повреждено крыло, что привело к смещению одного из двигателей. Пилот бомбардировщика после трех неудачных попыток приземлиться с ядерным оружием сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна.

В течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу. Поиски прекратили после того, как 11 марта 1958 года в штате Южная Каролина с бомбардировщика была случайно сброшена другая водородная бомба, что привело к более тяжелым последствиям. Тогда первую из двух бомб стали рассматривать как безвозвратно потерянную. Поданным экспертов министерства обороны США, в настоящее время она покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, погруженная в песок на 5 метров. Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требуется около пяти лет и 23 млн долларов (Clair, 2001; The Australian, 2001).

28 февраля 1958 года. Великобритания, авиабаза близ города Ньюбери

При взлете произошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47. Для спасения его два топливных бака, находившихся на концах крыльев, были сброшены с высоты 2500 метров. Один из них взорвался на расстоянии 20 метров от другого самолета такого же типа, стоявшего на парковке, на борту которого имелись три ядерных заряда. Пожар, возникший в результате этого и длившийся около 16 часов, стал причиной взрыва взрывчатых веществ (ВВ) как минимум одного заряда, разрушения бомбардировщика, гибели двух человек и ранения еще восьми. Пожар и взрыв привели к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана. Однако ВВС США и британское министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное оружие. Хотя двое ученых еще в 1960 году обнаружили вблизи авиабазы значительное загрязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в 1996 году (Shaun, 1990; Broken Arrow, 1996; Хансен, 2001).

10 марта 1958 года. США, город Флоренс

Бомбардировщик В-47 при перелете с авиабазы в штате Джорджия на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малонаселенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс. Заряд её взорвался при столкновении с землей. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 10 метров и диаметром 20. Был поврежден частный дом. Ранение получили шесть его жителей. Кроме того, были частично разрушены пять домов и церковь (The Defense Monitor, 1981).

14 октября 1959 года. США, город Хардинсберг

Бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами на борту столкнулся на высоте 10 000 метров с самолетом-заправщиком КС-135 вскоре после начала процедуры дозаправки топливом. При крушении погибли восемь членов экипажей. Две ядерные боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы (The National Times, 1981).

16 января 1966 года. Испания, населённый пункт Паломарес

Крупнейшая авария с ядерным оружием вблизи населенного пункта. Стратегический бомбардировщик В-52 (с четырьмя термоядерными бомбами на борту) на высоте 9 тыс. метров над Средиземноморским побережьем Испании столкнулся при дозаправке в воздухе с топливозаправщиком КС-135. Оба самолета загорелись, упали на землю и взорвались. Их обломки оказались разбросанными на площади 39 квадратных километров. Пилоты бомбардировщика успели произвести аварийный сброс ядерного оружия. Тормозные парашюты двух бомб полностью отказали, и они ударились о землю с большой скоростью. Произошел подрыв взрывчатого вещества заряда, сопровождавшийся рассеиванием плутония на площади 2,3 квадратных километра. Одна из бомб упала в море. Она была найдена и поднята через 80 дней после аварии. Экологическая очистка территории вблизи поселка Паломарес, которую в течение 81 дня проводили американские военнослужащие, включала в себя снятие верхнего слоя грунта с площади более 100 гектаров, упаковку его в 200-литровые металлические бочки (их потребовалось 4600) и отправку на захоронение в США на завод «Саванна Ривер». Общие затраты на очистку территории и поиск затонувшей бомбы составили около 120 млн долларов США. Еще почти 650 тыс. долларов были выплачены местным жителям за ущерб, причинённый их огородам (Place, 1975; Горз, 1978; Atomic Audit, 1998).

21 января 1968 года. Гренландия, авиабаза ВВС США вблизи пункта Туле

На американском бомбардировщике В-52 в полёте над территорией Гренландии вспыхнул пожар. Экипаж покинул самолет а он, неся на своем борту 130 тонн авиационного топлива, со скоростью 900 км/ч ударился об лед залива приблизительно в 15 километрах от авиабазы США в пункте Туле. Произошел взрыв ВВ в четырех термоядерных бомбах, находившихся на борту В результате делящимися ядерными материалами была загрязнена значительная ледяная поверхность. Согласно выполненным позже исследованиям на месте аварии распылилось 3,8 килограмма плутония и, кроме того, приблизительно в четыре раза больше урана-235.

Экологическую очистку почвы проводили в течение восьми месяцев свыше 700 человек - американские военнослужащие и датские гражданские сотрудники авиабазы. Несмотря на крайне тяжелые погодные условия, почти все работы удалось закончить до начала весеннего таяния: 10 500 тонн загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения в США на завод «Саванна Ривер». Однако остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Общая стоимость работ по экологической очистке была оценена приблизительно в 9,4 млн долларов. После этой аварии министр обороны США Роберт Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков, осуществлявших боевое дежурство (SAC, 1969; Smith, 1994; Atomic Audit, 1998).


На земле

26 июля 1956 года. Великобритания, Кембридж, авиабаза королевских ВВС

Бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа, где хранились три ядерные боеголовки МК-6. Огнеборцы потушили пожар раньше, чем смогли загореться и детонировать взрывчатые вещества боеприпасов. Один из генералов военно-воздушных сил США высказался так по этому поводу: «если бы горящее самолетное топливо вызвало химический взрыв ядерных боеприпасов, часть территории на востоке Англии могла бы превратиться в пустыню». Другой офицер сказал, что крупной аварии с ядерным оружием удалось избежать лишь «благодаря комбинации огромного героизма, большой удачи и воли Бога» (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

7 июня 1960 года. США, город Трентон, авиабаза

На крылатой ракете от взрыва контейнера с гелием разрушились и загорелись топливные баки. Пожар продолжался 45 минут. Ракета с ядерной боеголовкой превратилась в расплавленную массу. Радиоактивное загрязнение в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров (Greenpeace, 1996).

6 декабря 1964 года. США, штат Южная Дакота, авиабаза ВВС

Тормозной ракетный двигатель возвращаемого аппарата межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен-1»загорелся из-за того, что была нарушена система управления шахтной пусковой установкой. Ракета находилась на стратегическом боевом дежурстве и была вооружена ядерной боеголовкой (Greenpeace, 1996).

23 февраля 1970 года. ФРГ, Boetingen

Инцидент случился из-за того, что работник из обслуживающего персонала баллистической ракеты, действуя при осмотре ракеты в нарушение правил в одиночку, случайно удалил пироболт и его детонирующий кабель. Произошло падение ядерной боеголовки. При этом был поврежден её теплозащитный материал (Greenpeace, 1996).

20 сентября 1980 года. США, город Дамаск

Авария на шахтной пусковой установке с межконтинентальной баллистической ракетой «Титан II». Техник во время регламентных работ уронил разводной гаечный ключ, который пробил топливный бак ракеты. Это привело к утечке компонентов топлива и к взрыву его паров. В результате 740-тонная крышка ракетной шахты была сорвана, а 9-мегатонная ядерная боеголовка подброшена на высоту 180 метров и попала за пределы технологической площадки. Однако ядерного взрыва не последовало, боеголовку вовремя обнаружили и утилизировали. И всё-таки не обошлось без жертв: один человек погиб, 21 был ранен (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

8 апреля 1984 года. ФРГ, город Брюгген, авиабаза королевских ВВС Великобритании

Один из самых опасных инцидентов с британским ядерным оружием. При погрузке авиабомбы в самолет из-за непрофессиональных действий обслуживающего персонала она сорвалась с транспортной тележки и упала на бетонную поверхность. На базе была объявлена тревога. Состояние повышенной боевой готовности продолжалось 48 часов. Обследовав бомбу, обнаружили значительные повреждения отдельных элементов её ядерного боеприпаса. Причем такие, что из Великобритании срочно были вызваны специалисты по дезактивации местности (Чрезвычайные происшествия, 2001).


На море

4 декабря 1965 года. Япония, Тихий океан, 80 км к востоку от острова Окинава

С авианосца ВМФ США, находившегося в плавании у берегов Японии, сорвался с подъемника, упал в открытое море около острова Окинава и затонул на глубине 4800 метров бомбардировщик с атомной бомбой на борту (IAEA, 2001).

12 марта 1984 года. Японское море

Авианосец ВМФ США столкнулся с советской АПЛ класса «Виктор». На борту авианосца было несколько десятков ядерных боеголовок, на борту советской субмарины - две ядерные торпеды (Greenpeace, 1996).


Под водой

8 марта 1968 года. Тихий океан

При выходе на боевую службу, вероятно, от столкновения с американской АПЛ в 750 милях от Гавайских островов на глубине свыше 5200 метров затонула советская дизельная подводная лодка К-129. На борту её находились три баллистические ракеты и две торпеды с ядерными боеголовками. Погибли 98 членов экипажа. В августе 1974 года в ходе разработанного в ЦРУ США проекта «Дженифер» была извлечена из глубин часть подводной лодки. Подняты ли торпеды с ядерными боеголовками, неизвестно (Мозговой, 1994; Гулько, 1999).

6 октября 1986 года. Атлантический океан

В западной Атлантике в 770 километрах к северо-востоку от Бермудских островов на глубине 5,5 километра затонула советская стратегическая атомная подводная лодка К-219 «Навага» (проект 667А класса «Янки-1»). Причиной аварии стали разгерметизация одной из ракетных шахт, нарушение прочности баков баллистической ракеты, выход компонентов топлива в отсеки и последующее поступление забортной воды внутрь корпуса лодки. Погибли четыре человека. «Навага» имела на борту 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками и две ядерные торпеды (Осипенко, 1994).

20 марта 1993 года. Баренцево море

Российский стратегический подводный ракетоносец К-407 (проект 667 класса «Дельта-IV») столкнулся с американской АПЛ «Грейлин» (SSN-646). Инцидент обошелся без человеческих жертв, но лодки получили повреждения легкого корпуса. Однако, по мнению специалистов, случись это на 20 секунд позже, американское судно протаранило бы ракетный отсек российской лодки и повредило бы шахты и ракеты. Вероятнее всего, взрыв в результате утечки ракетного топлива уничтожил бы обе субмарины. Их разрушенные части с незаглушенными ядерными реакторами и по меньшей мере с 64 ядерными боеголовками оказались бы на глубине мелководного Баренцева моря. Вряд ли кто-либо из членов экипажей смог бы спастись (Мясников, 1998).