YaSTALKER.com

Открытие, ведущее в пропасть. Прометей

Тридцать три года прошло с момента выхода культового фантастического фильма "Чужой". Ридли Скотт, вдохновившись успехом тогдашних "Звездных войн" Лукаса, решил заняться кино в жанре sci-fi. И, как теперь мы знаем, поступил совершенно правильно. Начинаясь с отдающим трэшем сценарием в стиле b-movie, проект постепенно набрал обороты. Не без помощи продюсеров Уолтера Хилла и Дэвида Джайлера, переписавших сценарий, и выделивших на фильм ещё больше бюджета, "Чужой" обрел черты потенциального шедевра научной фантастики, а оценившая его публика только упрочила этот статус. Если у Джорджа Лукаса в его хитовой киносаге царила довольно-таки сказочная атмосфера, то Ридли придерживался во время съемок максимальной приближенности к реальности, правдоподобия и как можно большей свободы действий. Усилия съемочной команды и режиссера оправдали себя, и теперь традиционно "Чужой" называют новой вехой в истории фантастического кино.

Потом Ридли, сняв ещё пару фильмов на фантастическую тему – "Бегущий по лезвию" и "Легенда", как-то охладел к ней, и на протяжении практически двух десятков лет делал кино про простых смертных. Однако в конце мая легендарный режиссер, возвращения в фантастику которого ждали всего его поклонники, порадовал новой картиной – "Прометей". Поначалу проект должен был стать самой прямой предысторией "Чужого", но вскоре концепция сменилась на иную, более масштабную и самостоятельную. Хотя номинально – да, это приквел первого фильма о ксеноморфе.

 

Конец восьмидесятых годов XXI века. Группа археологов, в числе которых Чарльз Холлоуэй (Логан Маршалл-Грин) и Элизабет Шоу (Нуми Рапас), проводит исследования на шотландском острове Скай, и обнаруживает на стенах одной из пещер интересную находку – наскальный рисунок, датированный поздним палеолитом. Какой-то неведомый художник 35 тысяч лет назад изобразил на нем людей, склонившихся перед неким божеством, чей указующий перст направлен на звездную пиктограмму. Этот рисунок оказывается наидревнейшим из всех, что ранее удалось находить ученым в других частях света. И всех их объединяет та самая пиктограмма. Похоже, что таинственные создания звали человечество к себе в гости. Где-то там, в космических глубинах Вселенной, куда приглашают высшие существа, и кроется ответ на главные вопросы нашей цивилизации: "Кто мы? Откуда мы пришли? Какова наша цель?"

Чтобы встретиться с древними Создателями, мегакорпорация "Вейланд Индастриз" снаряжает научно-исследовательскую экспедицию. Путь ее лежит к планетоиду LV-223 в системе Дзета-2 созвездия Сетки. На космическом корабле "Прометей" поисковая команда достигает места назначения спустя пару лет, находясь в состоянии анабиотического сна. Единственный бодрствующий на этом судне – андроид Дэвид (Майкл Фассбендер), эдакий завхоз "Прометея". Когда звездолет выходит на орбиту планетоида, Дэвид будит остальных членов экипажа. Помимо, собственно, инициаторов экспедиции – Холлоуэя и Шоу, в ее составе – представитель компании "Вейланд" Мередит Викерс (Шарлиз Терон), задача которой – полностью держать под контролем деятельность научной команды. Исследователи найдут то, чего никак не ожидали найти…

 

Новичок Джон Спейтс сочинил для "Прометея" сценарий, а Деймон Линделоф, известный по работе над сериалом "Остаться в живых" (Lost), по рекомендации Скотта, переиначил его таким образом, чтобы отойти от темы "Чужих" немного в сторону. Собственно говоря, эта фирменная "лостообразность" в фильме очень ясно чувствуется: на некоторые вопросы, возникшие у зрителей в первом "Чужом" (например, что же из себя представляет раса так называемых Космических Жокеев, на труп представителя которой наткнулась команда космического грузовика "Ностромо" на LV-426), ответы получены, но взамен им, как грибы после дождя, возникли новые вопросы. Кто-то называет это "дырами в сюжете", кто-то считает, что все эти недоговорки разъяснятся в гипотетическом продолжении (во время одного из интервью Ридли заявил, что потребуется, по крайней мере, два фильма, чтобы связать финал "Прометея" и завязку "Чужого"). Кстати, внимательно следившие за каждой новой появлявшейся информацией о фильме могут заметить, что он неизбежно был порезан – ряд кадров из трейлеров отсутствуют в финальном релизе, и возможно, этим объясняется нелогичность действий персонажей и пробелы в сюжетной линии. Однако Спейтсу и Линделофу нужно отдать должное – провисаний в "Прометее" нет, смотрится картина на одном дыхании при двухчасовой продолжительности, заскучать просто некогда. Тем, затронутых в фильме – великое множество. Это и тема религии, и теория палеоконтакта, и вопрос поиска истины, и конфликт создателя и созданий. Тем не менее, "Прометей" – это не только динамично развивающаяся история. Это настоящее произведение искусства с большой буквы с визуальной точки зрения. Известный своей нелюбовью к активному использованию CG в кино, Ридли не поскупился на изумительные по своей красоте декорации. Странно, но бюджет в 130 миллионов долларов в этом фильме не чувствуется – он выглядит значительно дороже, и это невероятно. Потрясает, с каким вниманием и любовью отнесся Скотт к каждой сцене, к каждой мелочи, к каждой крупинке, способной повлиять на атмосферу и смысловую нагрузку. Умелая операторская работа Дариуша Вольски приковывает к себе просто намертво ещё с первых кадров. Ридли даже снова привлек к работе своего старого друга, Ганса Гигера, автора дизайна «Чужого» – теперь и в "Прометее" мы можем насладиться результатами его творчества. Настолько цельной, сочной и красивой картинки в научно-фантастическом кино мы не видели, пожалуй, со времен "Аватара" Джеймса Кэмерона. Здесь много грандиозных сцен, заставляющих замереть с открытым ртом и бегущими мурашками по коже, а откровенно жестокие моменты вынуждают жмуриться – суровый рейтинг "Прометей" отрабатывает если не полностью, то действительно по праву. Несмотря на самодостаточность киноленты, преданные поклонники "Чужого" обнаружат в ней кучу самого разного фан-сервиса, радующего до усиленного сердцебиения.

Внушавшая надежду команда актеров не сплоховала. Все они, без исключения, не зря ели свой хлеб. Дэвид в филигранном исполнении Майкла Фассбендера импонирует даже при всех его поступках, основанных на практически детском любопытстве – очень колоритный герой. Археолог Элизабет Шоу очень близка с идеологической точки зрения к лейтенанту Эллен Рипли, такая же боевитая и мужественная. Правда, рассматривать Шоу как замену главной героине эпопеи о Чужих вряд ли можно. Скотт и не ставил перед собой такой цели – он просто повторил свой опыт 1979 года, с поправкой на сегодняшние возможности в области визуализации и спецэффектов. Шарлиз Терон с успехом примерила на себя личину корпоративного управленца, холодной и зловещей дамы, в которой можно даже заподозрить андроида.

Главный недостаток "Прометея" – он всего лишь номинально является приквелом "Чужого", чем способен вызвать разочарование у многих, чьи ожидания не оправдались. "ДНК Чужого", обещанный Скоттом, и впрямь проходит спиральной цепочкой через весь фильм, но не более. Великолепная научная фантастика в самых лучших олдскульных традициях – вот самая краткая характеристика, которая применима к "Прометею". Если вы ждали ответов на абсолютно все вопросы и чего-то прямо сверхъестественного – рискуете остаться недовольным и раздосадованным. Любите недосказанности, качественный sci-fi и возможность своими силами решать загадки, конструировать предположения – "Прометей" ждёт вас. Удачного путешествия!