YaSTALKER.com

«Анабиоз», Алексей Гравицкий, Сергей Палий

Аннотация:

2016 год. В России запущен коллайдер нового поколения. Научное достижение — повод для национальной гордости. Но во время эксперимента что-то пошло не так, и человечество погрузилось в анабиотический сон на 30 лет.

Заснули все, но проснулся не каждый.

Глеб приходит в себя недалеко от аэропорта Внуково. Разруха, запустение, дикость рушатся на него со всей беспощадностью. Глеб отправляется в центр Москвы на поиски своей девушки — единственного близкого человека.

Встретивший его мир проржавел и обветшал. Нет ни машин, ни электричества, ни водоснабжения. Истлела одежда, нечего есть. Деньги ничего не стоят, власти ничего не решают. Изменилась экосистема. А впереди — странные стены света, за которыми, по слухам, нарушены законы природы.

Но на руинах старого мира просыпаются люди. Прежние люди. А значит, впереди жестокость и предательство, страх и ненависть, жалость и милосердие…

Анабиоз закончился.

Начинается новая история человечества.

Тандем Палий-Гравицкий мне очень понравился в книге «Аномальные каникулы», вышедшей в знаменитой серии с точками. Открывая эту, новую для меня, книгу, заранее настраивалась на то, что получу такое же жесткое, местами жестокое, но при этом очень жизненное произведение, которое не пролетит бессмысленной бабочкой-однодневкой, а оставит ворох сильных и разнообразных ощущений. Увы, надежда оказалась напрасной...

Сюжет романа можно назвать простым и даже примитивным – герой, от имени которого идет повествование, просыпается после анабиотического сна, и, движимый мыслью, ставшей почти идеей-фикс, пытается через все появляющиеся преграды дойти до поставленной цели. Эта цель – любимая девушка, путешествие к которой составляет романтическую линию произведения. Однако, несмотря на все обрисованные авторами подробности этого побуждения, несмотря на все душевные терзания главного героя, его поступки и сами душевные переживания не выглядят исполненными той эмоциональности, которую попытались в него вложить. Главным образом по причине откровенной плоскости самого главного героя и окружающих его людей. Главный герой натянут и примитивен в своей однозначности, равно как и все, встреченные им персонажи. Они картонны и немотивированы, хотя попытки объяснить их действия предприняты были. Но если уж откровенно второстепенным персонажам подобное можно если не простить, то посмотреть сквозь пальцы (что, впрочем, книгу не красит – эволюция героя на фоне картонных декораций теряет драматизм), то применительно к главным действующим героям это создает определенный минус в восприятии романа. Наряду с уже упомянутой плоскостью героев, выражаемой в однобоком образе мышления, при котором рассмотреть иную точку зрения никому не приходит в голову, равно как и отойти на шаг влево-вправо со своей тропинки размышления, эти самые герои однообразны. Это выражается в полном отсутствии внутренних противоречий и четком разграничении героев на плохих и хороших. Наиболее ярко это видно на примере главного героя Глеба и его брата Бориса. Хотя, надо отдать должное авторам, в образе Глеба попытались прописать внутренний конфликт, в котором врожденная интеллигентность вынуждена бороться с новыми вырабатываемыми на ходу взглядами на жизнь и отношением к ней же. Была попытка показать, как из смирного ягненка появляется хищный зверь, когда герою приходится приспосабливаться к новым правилам и переступать через себя и устоявшиеся нормы морали в этом новом и жестоком мире. Но в книге же это рождение обрисовано как непрекращающиеся рефлексии нерешительного нытика, что очень скоро становится нудно читать.

Хотя набор героев и статистов и оставляет желать лучшего, в книге есть несколько интересных моментов, которые однозначно можно отнести к достоинствам. Например, стены света, нарезавшие привычный нам мир на слои, в каждом из которых образовались собственные законы физики. Приятно воодушевили капли, капающие вверх. Но эти же слои реальности и затруднили в итоге восприятие книги целиком. Мистика, происходящая с материальными предметами, сводит на нет все попытки найти материальное и единственное объяснение происшедшему. Эта мистика выводит роман из категории «твердой НФ». А для технофэнтези здесь отсутствуют и техно, и фэнтези, хотя в целом это определение было бы ближе.

Напоследок скажу, что на протяжении всего чтения меня занимал такой вопрос: как же так получается, что Алексей Гравицкий, чей ЖЖ читать одно удовольствие, каждая запись в котором словно небольшой, но цельный рассказ со всеми присущими параметрами – и сюжет, и внутренний конфликт, и действие, и даже идея – и вдруг автор подобных книг с однообразными и скучными героями?

Впрочем, вопрос сей риторический, ответа на который нет и можно не ждать. Роман же относится к категории однодневок, в которых не происходит ничего непредвиденного и от которого не стоит ждать какого-либо откровения.