YaSTALKER.com

«Метро», Дмитрий Сафонов

Аннотация:

Москва, год 200... Метрополитен. Станция Тушинская. Поезд набирает ход. Одна, две, пять минут... Черный тоннель бесконечен. Сотни людей заперты в железных коробках. Стук колес заглушает вкрадчивый шепот. Шепот зловещей стихии... Паника, страх, животное желание выжить...

Пожалуй, более обрывчатой аннотации мне еще видеть не приходилось – вроде бы что-то и сказано о сюжете, но в то же время ровным счетом ничего, что дало бы хоть какое-то представление о событиях, происходящих в книге. Тут сразу в голову приходит и апокалипсис, и проект М2033, и какие-то стихийные катастрофы, и куча разной мистики, чему немало способствует упоминание «вкрадчивого шепота зловещей стихии». На деле же все оказывается несколько проще, и в то же время несколько сложнее. Мистика – несмотря на то, что все события целиком и полностью реалистичны (не путать со словом «реальны»), и этот роман можно отнести к категории «основано на реальных событиях» – здесь все же незримо присутствует, однако она совершенно не в таинственном зловещем шепоте, который служит всего лишь аллегорией происходящим событиям. Здесь нет каких-либо фантастических элементов, кроме, пожалуй, самого момента катастрофы, но и в нем нет фантастики, не считая самого его существования – он реалистичен, и это главное. Точно также реалистично все, здесь описанное – начиная от хронологии событий и заканчивая человеческим фактором, и все это дает вкупе основание отнести книгу к реалистичным романам-катастрофам, где действуют понятные и объяснимые законы, цепи событий и прочие причины, без сверхъестественного налета.

Утро обычного буднего дня. Кто-то собирается на работу, кто-то – на деловую встречу, кто-то – в школу или ВУЗ, кто-то еще по каким-то своим делам. Обычные люди, каждый из которых загружен собственными проблемами и мыслями, будучи погруженным в которые практически не видит окружающих людей. Знакомо, не так ли? Многие ли из нас, добираясь утром до работы-учебы, оглядываются вокруг, пытаясь понять, кто рядом? Вряд ли. У каждого есть, о чем думать и чем заняться по пути, а все остальные случайные попутчики просто безликая толпа. Так и здесь. Описания автора, словно лучом прожектора, на какие-то мгновения выхватывают из этой безликой толпы то одного человека, то другого, рассказывая о них и их жизнях, и это действительно случайные люди, совершенно разных социальных слоев. Кроме электропоезда метро, в котором они по разным причинам оказываются вместе, их ничего не объединяет. Хотя не всех. Между некоторыми из них вдруг на протяжении действия сюжета обнаруживается случайная связь, невероятная до мистичности. Однако эта связь также вписывается в рамки реализма, которым пропитана книга.

Несколько героев, волею случая оказавшихся в экстремальной ситуации, вынуждены бороться за свою жизнь, прокладывая себе дорогу по трупам, и это не иносказание. Напряжение, постепенно нарастающее и не отпускающее на протяжении всего действия романа, умело разрезается в особо острых моментах поворотом «камеры» на другого персонажа, не позволяя отвлечься от книги ни на секунду. Словно бы меняется план – вот смотришь глазами героя А, а потом оцениваешь ту же ситуацию глазами героя Б, отчего все становится не просто понятным, а кристальным, расставляются приоритеты, симпатии-антипатии к героям, возникает сопереживание, поскольку читателю всегда известно о происходящем больше самого героя, видящего ситуацию только со своей точки.

Довольно острым моментом выступает подготовка к запуску «спецобъекта» – что это такое, рассказывать не буду, чтобы не спойлерить, однако, наблюдая за происходящими действиями, понимая замаячившую перспективу «всеобщего кирдыка», очень хочется, чтобы «все стало хорошо». Ближе к концу книги появляются намеки на развязку, однако, практически вплоть до самого конца, не дается намеков на качественный оттенок этого финала – то ли все будет хорошо, то ли наоборот, все это должно послужить усилению драматического эффекта. И это, несомненно, хорошо – читатель не должен знать заранее, что "убийца – шофер", иначе ни интриги, ни драматизма, и как следствие, интереса попросту не останется.

Замечательная книга, которая читается буквально на одном дыхании. И, что особенно порадовало, концовка книги намекает на новый роман. Не продолжение, как это модно теперь делать, а именно новый роман с новой катастрофой, в котором, возможно, окажутся уже известные персонажи.