«Метро 2034», Дмитрий Глуховский
Аннотация:
«Метро 2033» — один из главных бестселлеров последних лет. 300 000 купленных книг. Переводы на десятки иностранных языков. Титул лучшего дебюта Европы. «Метро 2034» — долгожданное продолжение этого романа. Всего за полгода число читателей «Метро 2034» в Интернете постигло полумиллиона человек. Западные издательства купили права на «Метро 2034» даже до того, как роман был дописан.
2034 год.
Весь мир разрушен ядерной войной. Крупные города стерты с лица Земли, о мелких ничего не известно. Остатки человечества коротают последние дни в бункерах и бомбоубежищах, самое большое из которых — Московский Метрополитен.
Все те, кто оказался в нем, когда на столицу падали боеголовки ракет, спаслись. Для уцелевших после Судного дня метро стало новым Ноевым ковчегом. Поверхность планеты заражена радиацией и населена чудовищами. Отныне жизнь возможна только под землей.
Станции превратились в города-государства, а в туннелях властвуют тьма и страх. Жители Севастопольской, маленькой подземной Спарты, ценой невероятных усилий выживают на своей станции и обороняют ее.
Но однажды Севастопольская оказывается отрезанной от большого метро, всем ее обитателям грозит страшная гибель. Чтобы спасти людей, нужен настоящий герой…
Мое знакомство с творчеством Дмитрия Глуховского началось не с нашумевшей книги «Метро 2033», а другой, малоизвестной книги «Сумерки», после которой уже было и «Метро 2033», и «Рассказы о Родине» (до сих пор недочитанные). И вот дошла очередь до продолжения романа о выживших людях в московских тоннелях метро.
Действие в книге происходит спустя год после событий, описанных в первой книге. Караван, отправленный на соседнюю станцию для закупки всего необходимого, не вернулся, как не вернулся и отправленный за ним отряд, поставив под удар безопасность всей станции. Хотя при этом жизнеобеспечение станции (электроснабжение) не было нарушено, чего можно было бы ожидать в случае нападения разумного врага. Но жизнеобеспечение станции при отсутствии боеприпасов не спасет положения в случае прорыва мутантов через боевые заградительные посты, а непонятная и неизвестная опасность с соседней станции перекрывает выход в большое метро и к Ганзе. Положение становится настолько критическим, что нужно снимать с дозоров людей, которых и так не хватает, и отправлять новый отряд прорываться через соседние станции в поисках подкрепления и припасов.
И здесь на сцену выходит старый знакомый – не кто иной как Хантер, пропавший еще практически в самом начале романа «Метро 2033». Хантер решительно изменился с момента нашей с ним последней встречи – стал угрюм, молчалив, раздражителен, а его лицо и тело украшают страшные шрамы, доставшиеся где-то за последний год. Но самое главное изменение произошло с ним внутри – теперь ему приходится кроме окружающих врагов постоянно бороться с каким-то внутренним врагом, который периодически берет над ним верх, чем дальше, тем неумолимее и неотвратимее.
Но Хантер не единственный главный герой романа. Другим главным героем здесь является старик по прозвищу Гомер, любитель сказок и мифов, собираемых им по всему метро. Хантер почему-то решил взять с собой именно Гомера – невысокого, пожилого, нерешительного и вечно во всем сомневающегося, и это странное решение так до конца и не обосновывается на протяжении всех страниц книги.
Еще из старых знакомцев встречается здесь Мельник, который под натиском Хантера оказывает ему посильную помощь. И упоминается главный герой предыдущего романа, Артем – коротко, буквально парой слов описана его судьба после тех событий. Еще двоих героев видим впервые – девушка Саша, чью короткую, но трогательную историю автор описывает в начале, музыкант Леонид. Остальные встречаемые персонажи мимолетны и одноразовы, мимо которых проходят герои, выхватывая на мгновение из массы толпы чьи-то лица.
В книге довольно много размышлений на отвлеченные темы, о вечном - о красоте, о смысле, о жизни, о страхе, которые, будучи вложенными в героев, должны были дать развернутое представление их характеров, однако этого не произошло. Размышления тяжелы и натужны, а действия героев не всегда убедительны. Особую дисгармонию вносит то, что при нарастающей внешней напряженности ситуации внутренняя напряженность, строящаяся на внутренних переживаниях и конфликтах героев, словно затормаживается, отчего все переживания выглядят ненатурально, а порой и просто непонятно. О том, что хотел сказать автор, догадываешься, потому что словами описать эту особенность можно, но проникновения мыслью не происходит из-за ненатуральности. Эта упомянутая ненатуральность местами переходит в чуть ли не откровенную слащавость и слюнявость, присущую дамским романам. Наибольшее неприятие вызывала, пожалуй, фальшивая, насквозь проштампованная любовная линия, из которой автор попытался сделать любовный треугольник. Даже рояли из кустов не вызывали столько неприятия, как эта часть.
Еще неприятие вызвали упоминания многочисленных мутантов. Не самих мутантов, они были и в первой книге, а их популяций. Говорится, что с момента конца света прошло двадцать лет (порой говорится, что тридцать, но чаще речь идет о двадцатилетнем сроке). И упоминаются целые популяции мутантов с одинаковыми признаками патологий. И если бы речь шла о кошках или крысах, мелких животных, среди которых за указанный срок могло смениться несколько поколений и выработать устойчивую наследную мутацию, ставшую видовым признаком, то тут речь идет о мутантах много крупнее человека. Эти и другие ляпы (а там есть и откровенные ляпы, вроде красномордых женщин – после двадцати лет-то под землей; стокилограммовые туши с кожными складками-крыльями, планирующие в туннеле перегонов – да-да, именно в туннелях! Это какой же туннель должен был быть, чтобы там такое чудо могло планировать?) не привносит в текст правдоподобия.
Насчет цели героев в книге – здесь трудно сказать однозначно. Если в «М2033» у героя была определенная цель, к которой он упрямо шел сквозь все преграды, то тут с этим откровенно слабее. Во-первых, цель у героев постоянно меняется, но это можно списать на влияние обстоятельств и нового понимания общей картины. Но во-вторых – и это усугубляет неприятие – эта цель как бы есть и к ней как бы идут. Финал, в результате которого как бы дошли до цели, оставляет желать много лучшего именно из-за этого «как бы» – дойти-то дошли, но до цели ли? И цель эта – она вообще была? И цель, и финал оставляют недоумение. «Герои шли, шли и никуда не пришли.»
К слову, оставляет недоумение и сама книга «Метро 2034» – берешь ее в руки, ожидая увидеть мелко усыпанные буквами страницы, плотный текст, а видишь чуть ли не азбуку с огромными полями и кучей криво нарисованных картинок.
Сложилось впечатление, что книга была заказана издательством и написана автором для того, чтобы отработать гонорар. Вот так и происходит разочарование в писателе и в руководимой им серии.
*ушла перечитывать "Сумерки"*
ЗЫ: На сайте проекта "Метро 2034" Дмитрием Глуховским, автором книги, был выложен этот роман для свободного чтения. Озадачило то, что роман был выложен не весь, а только 16 глав. При том, что их всего 18, с прологом и эпилогом.
Архив
Категории
- Оффтоп (6)
- Моды (1)
- Справка по сайту (8)
- Юмор (11)
- Символика, логотипы (1)
- Блог (2)
- Вокруг игры (28)
- Стихи (6)
- Проза (10)
- Сетевая игра (1)
- Видео (5)
- Игры (1)
- Квесты, конкурсы (28)
- Модификации к сайту (2)
- Интервью с... (12)
- Советы (6)
- Рецензии и Отзывы (43)