YaSTALKER.com

«Аномалы. Тайная книга», Андрей Левицкий

Аннотация:

Что бы ни утверждала наука, на Земле еще происходят необъяснимые события. Несколько молодых людей попадают в одну из аномальных зон — и в результате невероятного происшествия становятся… не совсем людьми. Кем-то более сильным и опасным, странным и чуждым. Они превращаются в аномалов.

Герои хотели бы забыть обо всем, вернуться к обычной жизни, но теперь это невозможно. Сразу несколько сил заинтересовались ими. Тех сил, о которых не пишут в газетах и не рассказывают по телевидению.

Аномалам приходится вступить в схватку с правительственной спецслужбой, а еще им объявляет войну Пси-Фронт — тайная секта охотников за чужими. Теперь героям надо не только выжить. Необходимо понять главное: кто командует врагами, кто эти темные Кукловоды, которые стоят за всем происходящим?

Несколько ребят, волею случая оказавшиеся наделенными странным даром, причем у каждого свой собственный, прикладывают все усилия, чтобы избежать попадания в руки спецслужбы, занимающейся изучением этого дара (или этих даров). Знакомый сюжет, не правда ли? Во-первых, сразу вспоминается роман Стивена Кинга «Воспламеняющая взглядом». Аналогия очень сильная, и с каждой страницей все больше усиливающаяся. Впрочем, в конце книги, в авторском послесловии, писатель как раз и упоминает об этом романе среди некоторых других, воодушевивших его на написание «Аномалов». Рядом с «Воспламеняющей» стоят «Люди Х», но с ними аналогия более слабая – только сами вундеркинды со своими особенностями. Еще очень сильная аналогия с компьютерной игрой «F.E.A.R.» – Сущность из книги настолько похожа на девочку из игры, что возникло стойкое ощущение «это именно она», и, соответственно, все сцены с Сущностью заменились визуальными образами игровых моментов. Что интересно – девочка из игры в чем-то похожа на девочку из фильма «Звонок», пусть отдаленно, но сходство есть. А вот Сущность из книги нисколько на нее не похожа.

Впрочем, сравнений по ходу чтения текста возникает много, каждый сам сможет оценить и сопоставить их в меру своей начитанности-насмотренности-наигранности. Возвращаюсь к книге.

События разворачиваются с одной стороны весьма бодренько, а с другой стороны – в экшеновых сценах возникает своеобразная скомканность, в результате которой смешивается фон сцены, и действия героев из-за возникшей путаницы невозможно представить. Если брать примерно – то вот герои только что бежали, и вдруг уже сидят; вот герои тушевались на краю провала-обрыва, и вот уже вырулили куда-то совершенно в другое место, где и спрятались. От этих метаний отдает недостоверностью, и затруднительно представить себе общую сцену, не понимая действий персонажей.

Насчет действий. Очень большим минусом книги является отсутствие начальной мотивации героев. Не всех героев, а тех семерых, которые воспринимаются как жертвы некоей системы, корпорации, службы – можно называть, как хочется. Вот герои пытаются выбраться, убежать из-под опеки этой системы – но зачем? Этого вопроса в книге не поднимается, и выглядит так, словно ответ, как говорилось в «О чем говорят мужчины», «потому что». Универсальный ответ, все покрывающий и оправдывающий. Но из текста совершенно непонятно, зачем они пытаются убежать. Условия содержания комфортные, издевательств нет, опыты – ну как без этого, все-таки Контора занимается исследованием особенностей, но опыты не живодерские. Это выглядит (да и является, по сути) штампом – они хотят убежать, потому что так положено, так надо. В целом снова выглядит недостоверно.

Сами герои – их несколько, но особой характерностью, особой выразительностью не отличился ни один из них, и даже Злой Гений выглядит насквозь проштампованным. Так и видится его злорадный смех в кульминационный момент. Кто таков этот Злой Гений, уточнять не буду, читавший поймет.

Имена героев, то есть прозвища, выданные им в Конторе, смотрятся чужеродно по многим причинам. Во-первых, они излишне фэнтезийные, ненастоящие. Во-вторых, прозвище по идее должно соответствовать особенности носителя, по меньшей мере, именно этот смысл автор вкладывал в наделение носителей прозвищами. Однако они (прозвища) если и соответствуют, то как-то сказочно, не по-настоящему, опять же. При этом сами прозвища прямолинейны, как удар кулаком в лоб, и этим тоже несколько неприятно напрягают. Опять же, поскольку прозвища давала Контора, то более ожидаемо было бы увидеть что-то вроде сухого «объект 21, кодовое название Такое-то», «объект Ноль» или чего-то подобного. Не хватает в книге этой официальной сухости, придающей, если можно так сказать, технической достоверности.

Собственно, если осмотреть всех внимательно всех героев, участвующих в описываемых событиях, то становится видно, что все они также поверхностны, и не выделяются ни прорисовкой характеров, ни глубиной персонажа. Хотя были среди них довольно интересные, которые могли бы стать отличными звездами второго и третьего планов.

Есть в книге еще один интересный момент – внутренняя интрига в Конторе. Она могла бы стать еще одним содержанием сюжета, эдаким внутренним слоем, однако этот слой, к сожалению, был спущен на тормозах, обойден должным вниманием, и то начало, та многообещающая завязка этого внутреннего сюжета в сюжете обернулась фантиком без конфеты.

Политический подтекст, на мой взгляд, был введен совершенно напрасно. Словно с попыткой сделать книгу-откровение, рассказать о подноготной происходящих политических процессов, но из-за общей недостоверности этого не получилось, и все упоминаемые политические моменты – что они есть, что их нет, разницы бы не было никакой.

В целом – одноразовая книга, без особого интереса о том, что же будет дальше.