«Мемория. Корпорация лжи», Алексей Бобл
Когда людям будут стирать воспоминания... Когда всем внушат, что насилия и обмана больше не существует... Когда война останется в далеком прошлом, как и сама память о ней... Тогда появится тот, кто восстанет против нового порядка! Тот, кто считает: человек до конца остается человеком, только если помнит себя таким, какой он есть.
Это вторая книга в серии «Зона тайны», первой была книга А.Левицкого «Аномалы», однако эти книги настолько разноплановые, что мне трудно считать их относящимися к одной серии. Поэтому рассматриваю их отдельно, и начну со второй, которая качественно много более другая. Хуже, лучше - пусть каждый сам решит для себя после прочтения.
С первых страниц книги встает интригующая загадка, сразу привлекающая внимание. Главный герой, только-только прибывший в родной город из деловой поездки, внезапно оказывается втянут в пока еще непонятную для него самого череду событий, проносящихся мимо на приличной скорости экспресса, от которого Фрэнк, главный герой, еле-еле успевает уворачиваться. При этом, как и положено в лучших традициях детектива, не понимает, зачем ему вообще «уворачиваться» от этого «экспресса», ведь он сам честный гражданин и ничего более предосудительного, чем непосещение в обязательно положенное время филиала корпорации «Мемория», за ним не числится. Но интересы неожиданных врагов совсем не считаются с его недоумением, отчего общее действие романа приобретает более сильное напряжение, заставляя героя и его случайных помощников действовать все быстрее, чтобы успеть опередить окружающих врагов. Этому немало способствуют и остальные события, закручиваясь вокруг героев в тугой комок. Особую изюминку придает сюжету тот факт, что здесь нет одновременного начального деления на «своих» и «чужих», и стороны в возникшей игре не две, как обычно, а три, каждая из которых преследует свои цели. Одна из этих сторон, по сути, является для Фрэнка сотоварищи в некотором роде союзником, только ни он сам, ни его спутники об этом не догадываются, пытаясь скрыться и от первых, и от вторых.
Интрига в книге весьма увлекательная, и следить за ней доставляет немало удовольствия. Что можно отнести к несомненному достоинству книги, это то, что, несмотря на обилие персонажей, это не безликие статисты, а яркие образы, четко отстаивающие свои позиции и преследующие свои цели, которые по большому счету представлены трехсторонним противостоянием. Да, возможно эти персонажи не настолько выразительны, чтобы вызывать живое участие к ним самим, но, тем не менее, эти персонажи дают не просто представление о происходящем, но четко прописанную картину, каждая сцена в которой не вызывает недоверия или вопросов в стиле «кто где стоял», «кто откуда взялся», «кто куда побежал» и «кто чем занимается». На всем протяжении романа таких провалов и провисания текста и сюжета не встречается, все происходит подробно и последовательно, что также можно отнести к достоинствам книги.
Что касается сюжета – это фантастический детектив, где главному герою предстоит разгадать не просто «кто убийца», но и найти ответы на вопросы «зачем было убивать девушку» и «что девушка хотела рассказать ему перед тем, как ее убили». К области фантастики здесь относится сама корпорация «Мемория», словно паук сетью оплетшая всю страну своими филиалами. Вот эта самая корпорация может показаться очень знакомым моментом, знакомым из книг классиков фантастической литературы. Например, приходит в голову сравнение с «495 по Фаренгейту» Брэдбери, хотя центральный сюжет, вокруг которых закручен вихрь событий, в этих двух книгах совершенно разный. К слову, на протяжении чтения меня не оставляло ощущение, что передо мной современный вариант текста Рэя Брэдбери – очень многое в книге наводит на такие ассоциации. Это не какой-то отдельный фрагмент или слово, персонаж или явление, не бездумный копипаст – весь роман отчетливо отдавал атмосферой книг Брэдбери. Это что-то неуловимое – настроение, тональности фраз и предложений, общая составляющая фрагментов и сцен. Пожалуй, это тоже можно отнести к достоинствам романа.
К небольшому недостатку можно отнести, пожалуй, некоторую кинематографичность финальных сцен. Вернее, не кинематографичность, а кинематографическую штампованность, отчего сами сцены выглядят срисованными из боевика, в котором «все плохие наказаны, все хорошие награждены». Еще остается некоторая недосказанность сюжета, на которую автор специально обращает в конце книги внимание вопросами, видимо, намекая на дальнейшее продолжение, хотя историю, именно эту, вполне можно считать завершенной.
В целом – хорошая книга из области твердой НФ. Выйди она лет на двадцать (сорок?) раньше – уже была бы причислена к классике. :)
Архив
Категории
- Оффтоп (6)
- Моды (1)
- Справка по сайту (8)
- Юмор (11)
- Символика, логотипы (1)
- Блог (2)
- Вокруг игры (28)
- Стихи (6)
- Проза (10)
- Сетевая игра (1)
- Видео (5)
- Игры (1)
- Квесты, конкурсы (28)
- Модификации к сайту (2)
- Интервью с... (12)
- Советы (6)
- Рецензии и Отзывы (43)