YaSTALKER.com

«Два мутанта», Ежи Тумановский

Аннотация:

Озеро Подкова, укрытое от посторонних глаз среди непроходимых аномалий, не дает покоя любителям легкой наживы. Ведь посреди озера в плавучем доме живет старик-сталкер, накопивший, по слухам, немало редких артефактов. Но Зона ничего не дает просто так. Ни сталкерам «Свободы», заключившим временный союз с бандитами, ни сталкерам «Долга», жаждущим мести за погибших товарищей, ни военным сталкерам, которым приказали найти и вернуть любой ценой одного человека. Зона соберет их на берегах озера и даст возможность выяснить, кто из них достоин сокровищ Подковы. Но лишь два мутанта, оказавшиеся в центре событий, и по-прежнему считающие себя людьми, понимают, что настоящее сокровище невозможно унести в рюкзаке. 

Начать обзор этой книги следует, наверно, с обложки. Иллюстрация составлена из четырех фрагментов четырех разных сталкерских книг – получился такой коллаж, сам по себе не имеющий никакого общего сюжета или смысла, но, как ни парадоксально бы это ни было, в точности соответствующий действиям, происходящим в книге. Соответствующий чем – общей хаотичностью, которую даже можно охарактеризовать как феерическая фантасмагория, столько там всего накручено и прописано.

Действие в книге развивается довольно бурно и вместе с тем хаотично и, можно даже сказать, приземленно. По сюжету книга является прямым продолжением двух ранее написанных книг – «Штык» и «Связанных зоной», и каждый, кто их читал, сразу же узнает не только действующих персонажей, но и тех самых, в чью честь название, кто выступает в роли двух мутантов. Правда, назвать их главными героями не получится, поскольку центрального главного героя здесь нет, а есть набор действующих персонажей, каждый из которых в определенный момент описания становится главным действующим персонажем. Этих персонажей настолько много, что среди них легко запутаться, тем более что они сами невыразительны и кроме имен не имеют ничего индивидуального. Самих же имен здесь такое обилие, что это еще больше усложняет восприятие некоторых описанных сцен. Кроме этого, к затруднению для восприятия можно отнести довольно многочисленные синтаксические и пунктуационные ошибки, встречающиеся настолько часто, что при чтении порой спотыкаешься на ровном месте. Еще меня несколько напрягало постоянно встречающееся «свободники» вместо общепринятого классического «свободовцы».

Действие книги разворачивается вокруг уже знакомого из «Штыка» домика на озере. Герои совершают постоянные рейды от домика к берегу и обратно, и все их действия и цели завязаны именно на самом домике и его обитателях. Конечно, цели эти у всех разные, но больше всего озадачила мотивация долговцев, которые хотели во что бы то ни стало домик уничтожить, только лишь за то, что ранее в нем скрывался Штык. Аргументация законов Долга выглядит настолько нелепой и плоской, что попросту не воспринимается, равно как и не воспринимается поведение взятого ими «хозяина» домика. Хозяин не просто так взято в кавычки, и, чтобы понять иносказательность, нужно прочитать книгу.

Фееричной фантасмагорией я назвала книгу не просто так. Калейдоскоп событий, сменяющих друг друга, порой настолько абсурден с моей точки зрения, что не вызывает ни какого-либо доверия, ни тем более какого-либо сопереживания или даже просто участия. Он просто есть и всё, и чем дальше, тем смена событий всё больше учащается. По идее, это должно нагнетать напряжение, однако из-за отсутствия участия происходящему подобного не происходит.

Концовка остается открытой, так что продолжение книги вполне вероятностно (хоть и в другой серии).