YaSTALKER.com

Синь-камень - "Исполнитель желаний".

Категория: Истории

  Много на нашей планете есть камней - исполнителей желаний. И один из них находится на территории нашей страны неподалёку от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера. Это так называемый Синь-камень, о котором немного хочу рассказать.

 

 
   Давным-давно, несколько десятков тысяч лет назад огромный ледник, сошедший со Скандинавского щита, притащил с собой несколько многотонных валунов серо-синего цвета из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца (синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца). Миновав Карелию, камни, вмурованные в лед, благополучно "проехали" Ладожско-Онежский пояс. Так на берегу Плещеева озера близ нынешнего Переславля-Залесского оказалась большая, весом в двенадцать тонн, каменная плита.
 
 
   Первые поселения неподалёку от камня насчитывают около 2000 лет. Необычному монолиту, меняющему цвет, древние люди (финны и меряне) приписывали волшебные свойства. По легендам, камень мог исполнять желания. Недужные приходили к нему просить об исцелении, женщины, страдающие бесплодием, молили о продолжении рода. Но никогда камню не приносили кровавых жертв. Прошли столетия. В IX веке финнов и мерян сменили пришедшие в эти края северные славяне, почитавшие Ярилу. Но, зная о божественности камня, они не повредили святыню своих предшественников и продолжали ему поклоняться.
 
   Постепенно неподалёку от камня выросло славянское поселение Клещи, ставшее впоследствии городом Переславль-Залесским. Много столетий шли люди со своими бедами и просьбами к Синь-камню. Даже тогда, когда на Руси прочно укрепилось православие, население прибрежных районов Плещеева озера (даже истинные христиане!) не переставало поклоняться чудодейственному валуну и тайно боготворило его. В те времена православные священники чуть ли не в каждой проповеди убеждали и даже стращали местных прихожан тем, что в камне, к которому они привыкли ходить, живет нечистая сила, отправляющая их души в ад еще при земной жизни. Однако ни запугивания, ни увещевания не останавливали людей от поклонения таинственному валуну. К нему шли, да и до сих пор идут, и стар, и млад, непременно оставляя возле него свои скромные подношения и нашептывая при этом свои сокровенные желания. 
 
   Чтобы избавиться от "проклятого камня", местные священники, заручившись благословением иерархов церкви, сбросили камень с вершины горы и он остался лежать у её подножия, на берегу озера. Но люди всё так же продолжали приходить к поверженной древней святыне. Пытаясь бороться с язычеством, в начале ХVII в. преподобный Иринарх Ростовский посоветовал своему другу -  дьякону Ануфрию - зарыть камень. Тот и зарыл «беса», отчего потом сильно болел. По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки. По прошествии нескольких лет люди увидели, что камень начинает подниматься из земли.  И опять к нему потянулись люди. В летописи сохранились строки о том, что игрища у камня проводились в ночь с 28 на 29 июня, то есть в канун Петрова дня. Таким образом, вероятно, хотели задобрить и старых языческих богов, и апостола Петра - ведь когда-то он носил имя Кифа, что в переводе означает "камень".
 
   В 1788 году в Переславле стали возводить церковь. А чтобы прекратить "языческие вакханалии", камень, называемый к этому времени уже "чертовым", решили "запечатать крестом", положив в фундамент строящейся колокольни. Когда наступила зима, и озеро покрылось толстым и крепким льдом, валун взгромоздили на специально сооруженные сани огромных размеров и повезли по льду. Однако недалеко от берега лед проломился, и "Синий камень" погрузился в воду на глубину 2 аршин (1,4 метра). Все тогда подумали, что теперь уже навечно. Однако вскоре пошли тревожные слухи. Вода в озере была тогда прозрачной, и рыбаки стали замечать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении "своей" горы. Это движение, конечно, было едва заметным, и на поход к месту былой славы камню потребовалось немало времени. И тем не менее, весной 1850 года он оказался у подножия бывшего холма-пьедестала. Здесь глыба пребывает и по сей день. Причем по-прежнему перемещается туда-сюда, то зарываясь в землю, то показываясь из нее. В настоящее время вместо валуна высотой в рост человека можно наблюдать лишь плиту высотой в 30-50 см.
 
 
   Ныне Синий камень — одна из достопримечательностей Переславщины. Это не лучшим образом сказывается на его состоянии. Туристы отбивают от камня кусочки, нередко портят его топорами и молотками и даже наносят на него надписи. Недалеко от камня поставлен указатель, оборудованы деревянный столик и кострище. Приезжающие к камню так же обвязывают кусты вокруг него верёвочками и тряпочками и оставляют на камне монетки — «на исполнение желаний». Синий камень очень популярен и у нынешних неоязычников. Они приносят камню дары, устраивают рядом с ним обряды во время различных языческих праздников, в том числе и во время Купальского праздника.
 
   Надо отметить, что камень-путешественник не одинок: в мире еще несколько мест, где гигантские булыжники двигаются как бы сами собой. Известны, например, "бродячие" валуны в калифорнийской Долине смерти - они переползают со скоростью полуметра в час, оставляя на песке следы, хотя очевидцам не удается уловить сам момент перемещения. Британский Уэльс славен местечком Гламорган, где на берегу моря находится "камень короля Артура", который дважды в год, - на Хэллоуин и Иванов день, - спускается к воде, а затем "заползает" обратно. Есть у Синь-камня "брат" и в России - полуторатонная глыба у озера Болонь на Дальнем Востоке. Местные жители зовут ее Мертвым камнем, уверяя, что внутри обитают злые духи. Валун известен тем, что движется, - причем неравномерно, а скачками. Порой останавливается на несколько месяцев, а затем вдруг срывается с места, словно пытаясь наверстать упущенное...