YaSTALKER.com

"Аноним" – рецензия

Написано:29 November 2011 - Комментариев ( 2 ) [ Комментарий ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]

Есть такой режиссёр – Роланд Эммерих. Примечателен он тем, что является четырёхкратным разрушителем нашей матушки Земли: в "Дне независимости" натравил на неё орды инопланетных кораблей, отправил ящерицу-переростка Годзиллу в турне по человеческой цивилизации, вверг планету в хаос сменившимся в кротчайшие сроки климатом в "Послезавтра" и бесцеремонно, с особым цинизмом раздраконил земной шар в фильме со знакомым уже каждому числом 2012 в названии. Своими работами Эммерих задал тренд, и с той поры любые режиссёры, ставящие фильмы-катастрофы, всенепременно оглядываются на его кинокартины и делают всё "как у Эммериха". Закрепилась за немцем из Штутгарта слава лучшего воплотителя сценариев «большого каюка» в кино всерьёз и надолго.

Признаюсь, вот чего-чего, а от этого человека я никак не ожидал, что однажды он возьмётся за постановку исторической драмы. Знаете, закрадывались сомнения: "Не его это, не его". Слишком непривычным казался фильм "Аноним" в послужном списке Эммериха, который в последнее время масштабность и глобальность ставил во главу угла. Но тут, что называется, произошёл так называемый разрыв шаблона. Совершенно неожиданно Роланд показал себя как серьёзный драматический постановщик, сохранив при этом внимательность и бережное отношение к реализации интересной гипотезы о том, кем же на самом деле являлся величайший драматург в истории Уильям Шекспир, о чьей жизни известно крайне мало. Версия, предложенная сценаристом Джоном Орлоффом, привлекает оригинальной и смелой интерпретацией.

Итак, конец XVI века, Британское королевство. Государством правит уже пожилая Елизавета, с которой ладят отнюдь не все соседние страны, а тем временем театральное искусство вступает в новую эпоху, осознание которой, как это в основном и происходит, пришло со временем. Бена Джонсона, известного автора пьес того времени, судьба сводит с графом Оксфордом, Эдвардом де Вером. Аристократ обращается к нему с необычным предложением. Дело в том, что людям его сословия, высокого социального положения, негоже заниматься рифмоплётством и тратой чернил, пера и бумаги – это равносильно позору. Ибо словесное творчество, считалось от дьявола. Таковы были нравы того времени, тут уж ничего не попишешь. Но талантливого графа Оксфорда это не может остановить, он не способен взять и отречься от драматургии – она стала частью его самого, без этого он не представлял свою жизнь. И что же Эдвард де Вер предлагает Джонсону? Всё элементарно – ставить представления по его собственноручно написанным пьесам, с условием выдать эти тексты за свои, и хранить в тайне истинное имя творца. Разумеется, за звонкую монету. Однако всё оборачивается иначе. После завершения одной из пьес ликующая публика просила выйти автора на поклон, чтобы поблагодарить за прекрасное произведение. Бен не находит в себе смелости объявить себя как автора, и за него это делает – кто бы вы думали? – актёр Уильям Шекспир, случайно обнаруживший страницы с пьесой на столе за кулисами. Лучшего момента для обретения славы и не найти. Шекспир, отъявленный выпивоха и абсолютно безграмотный пустомеля, пользуется этим, и провозглашает себя сочинителем. И всё это на глазах не только ошеломлённого Джонсона, но и графа де Вера, специально пришедшего на выступление, чтобы самостоятельно оценить постановку своей собственной пьесы.

Собственно говоря, это стержневой сюжет «Анонима». Но сценарий не зациклен на нём, он впоследствии удивляет новыми сюжетными линиями, затрагивающими целый ряд исторических личностей. Внушительная вместимость рассказанной истории поражает – вот здесь действительно пригодилось стремление Эммериха к глобальности и масштабу повествования. Здесь нашлось место романтике и жестокости, любви и ненависти, предательству и верности. А как великолепно воссоздано то время: костюмерами и художниками проделана воистину гигантская работа, результат которой – ощущение полного правдоподобия и погружения на несколько сотен лет назад. В фильме нет ничего, что резало бы глаз. И, конечно же, в этом есть заслуга и актёров, чья игра убедительна и не заслуживает ничего, кроме самой высшей оценки. Все роли удались, они впечатляют и способны изумить даже самого искушённого критика.

 

Неизвестный Шекспир, под именем которого скрывался Эдвард де Вер, посвящал свои пьесы и сонеты самому интересному явлению – человеку и его натуре. Можно сказать без ложного преувеличения, что "Аноним" Роланда Эммериха – фильм о человеческой натуре, обо всех его качествах, положительных и отрицательных, вызывающих восхищение и отвращение. Снимаю перед режиссёром шляпу, и искренне надеюсь на то, что такие кинокартины в его творчестве будут чаще.