YaSTALKER.com

С пробуждением!

Категория: Оффтоп


Начать бы я хотел с того, что слово "проект" в отечественной фантастической литературе приобрело нарицательный оттенок, что не совсем справедливо. Для начинающих авторов проектная литература – отличный трамплин для продвижения в писательской деятельности, для уже состоявшихся литераторов – повод попробовать что-то новое и отточить своё мастерство, повысить собственный уровень. Писатель Юрий Никитин, когда его спросили о возможности участия в проекте S.T.A.L.K.E.R., ответил, что как вполне успешному автору ему ни к чему быть "как эти, которые туда пишут, и которых больше никуда не возьмут". Очень спорное мнение, но относиться так категорически к проектной литературе не стоит.

Другое дело, что негатива этой сфере русскоязычной фантастики придаёт избыток всевозможных межавторских циклов, создающихся с оглядкой на такие мощные серии, как S.T.A.L.K.E.R. и "Вселенная Метро 2033", и пытающихся с переменным успехом привлечь на себя аудиторию вышеозначенных проектов, что не может не удручать. Ведь вместо того, чтобы самостоятельно проработать фундамент и каркас для проекта с новой, самобытной и необычной концепции, издательства принимаются штамповать клоны уже состоявшихся книжных серий. Неизвестно, дело ли это в лени и нежелании включать фантазию, или принцип "тех же щей, да погуще влей" стал обязательным, следовать которому нужно неукоснительно.

На фоне засилья таких способов стянуть "одеяло" популярности на себя новая серия "Анабиоз" стала глотком чистого воздуха, достаточно чистого, чтобы не чувствовать себя подопытным, которому скармливают пищу три раза в день одно и то же. Сталкеров, Зон, радиации, мутантов, респираторов и химзы – всего этого, заставляющего вывихнуть челюсть от скуки, в "Анабиозе" нет. По неизвестной причине человеческое население Земли впало в состояние анабиоза на целых тридцать лет. Но далеко не каждому повезло очнуться от многолетнего сна – многие погибли в авто- и авиакатастрофах, их ничто не уберегло. А перед теми, кто пробудился, открылся совершенно новый мир, лишённый всего, что человечество постигало на протяжении всего развития своей цивилизации. За время отсутствия человеческого пребывания природа отвоевала своё назад, а время не пощадило ни металл, ни асфальт – трети века оказалось достаточно для того, чтобы обратить все достижения человеческой мысли в бесполезный хлам.

Мир изменился, но не люди – опираясь на собственные принципы, они стараются адаптироваться к новым условиям. Если в прошлой жизни, до Анабиоза, в ком-то, пусть даже представителе офисного планктона, дремали животные, жестокие инстинкты, то, оказываясь в изменившейся обстановке, вместе с ними просыпались, вырывались наружу убийцы и стервятники. Теперь опасность таится повсюду, не только со стороны опустившихся до разбоя и убийств моральные уроды, но и дикие животные, которые вгоняют в страх не своим безобразным видом (не являясь при этом мутантами), а просто желанием тебя съесть. Такой изрядно забытый трепет перед силами природы, знакомый нашим первобытным предкам, вернулся.

Первый роман, открывающий проект "Анабиоз" – это одноимённое произведение, плод творческой деятельности двух замечательных писателей нынешней русской фантастики, Сергея Палия ("Бумеранг", "Монохром", "Аномальные каникулы") и Алексея Гравицкого ("В зоне тумана", "Зачистка",   "Аномальные каникулы"). Разрушенная беспощадным временем Москва открывается нам глазами Глеба. Очень правдоподобные описания одряхлевшей столицы легко и без сопротивления заставляют поверить в царящую вокруг разруху и запустение. Глеб со своим братом отправляются в нелёгкое странствие из Внуково в центр Москвы – там осталась его девушка. Между такими разными братьями неизбежно происходят конфликты, у каждого из них свои взгляды и позиции. Примечательно, что одинаково качественно здесь прописаны как герои первого плана, так и второстепенные действующие лица – такие живые, без картонности в характерах, за их поступками и действиями интересно следить. Что, в общем-то, и неудивительно – авторы позиционируют серию "Анабиоз" как истории о людях в преобразившемся мире, в которых априори нет места бледным и непроработанным персонажам. Фантастическая составляющая в книге присутствует и введена аккуратно, неувязок и противоречий в идее так называемых "червоточин" нет.

К созданию мира "Анабиоза" подошли с тщательным вниманием – сеттинг скрупулёзно продуман десятком авторов, сконструировавшими целостность и гармоничность проекта, а между книгами не будет противоречий: сформулированы каноны вселенной, в которой писатели будут повествовать о других городах, тоже подвергнутых разрушению временем. То, насколько чутко относятся создатели "Анабиоза" к своему проекту, внушает искреннее уважение и надежду на то, что серия притянет к себе немало поклонников интересной развлекательной фантастики приличного уровня. Роман Палия и Гравицкого настраивает читателей на нужное направление – дальше будет ещё занимательнее и увлекательнее.