Начало произведения, или рассуждения начинающего писателя
Часто перед начинающими писателями встает непростой вопрос: "Как же начать своё произведение (повесть, роман, рассказ и др.)?" Ведь зачастую от этого зависит суть, стиль вашего творения. Начало должно заинтересовать читателя на первой же странице. Прискорбно говорить, но борьба писателя с чистым листком бумаги ( надписи типа "глава 1.***", "пролог" и др. не в счет) - распространенная проблема творческих людей... Эта борьба не раз убивала и сам замысел произведения, и веру в себя писателей...
Существует несколько видов (вариантов, типов) этих зловещих начал.
1) Экспозиционная (например, "Роман, рядовой N армии N страны, стоял на посту второй час, дожидаясь смены").
Из примера видно, что такое начало сразу и кратко вводит нас в курс дела. Потом от такого начала легко отттолкнутся, чтобы подробней описать и героя, и обстановку, и т.д.
2) Пейзажная (например, "Солнце тянуло к горизонту. Оно прощально пылало, и в этом алом свете деревья походили на людей. Гордые, высокие, протянувшие к светило могучие руки, они провожали вечер"
Такое начало дает определенное настроение, готовит к ситуации, в моем примеру после такой картинки будет созвучен человек, убитый горем. Правда с пейзажем нужно быть аккуратным - главное не переборщить... Иначе от скуки читатель отложит книгу...
3) Автобиографическая, биографическая и портрет (думаю, пример излишен)
Разница между этими началами одна - в первом случаи повествование идет от первого лица, а во втором от (интига...) третьего! Но в биографиях речь идет о прошлом и будущем героев, портрет требует описания самого героя. Впрочем, сочетать никто вам не запретит.
Необязательно, что описывать вы будете главного героя (но такой вариант сложен и требует навыков).
Зато с таким началом легко перейти к ситуации на радость новичкам (я ликую вместе с ними!).
4)Детальная (пример, "Мятая, порванная по краям, купюра валялась на старом асфальте. Её безпощадно топтали прохожие, заливали дожди, от чего с каждым днем она желтела и выцветала. Иногда ее подбирали бродяги, доносили до ближайшего ларька, но после выкидывали, потому что цены ей уже нет."
Я, конечно, не мастер слова, но, пожалуй, в примере видно, что детальное начало описывает одну вещь, предмет, черту и т.д. При это как бы взглянув в увеличительное стекло. Мне кажется, что это немного сложновато, так как описать героя и ситуацию встык с деталью непросто, но в моем примере можно героем сделать того же бродягу, в общем, все зависит от детали, чем сложней - тем сложней...
5)Действие (пример, "Василий медленно шел вперед по ржавым рельсам, стиснув в руках автомат. Его молчаливый напарник тащил огромный рюкзак.")
В силу своего малого навыка мне снова придется пояснить.
Автор сразу начинает рассказывать какой-то момент событий. Никаких описаний и поянений (все это придется бросать голодному читателю деталями, огрызками, фразами, штрихами). Плюс - интига огромна, книга динамична. Но сохранить эту лаконичность на протяжении всего произведения сложно.
Пожалуй, все. Конечно, есть и другие начала, но они исходят от вышеперечисленных и отличаются не так сильно.
А теперь вопрос к вам, дорогие прочитавшие до этого места: "Какое же начало вы считаете наилучшим?".
Источники материала:
- книга Игоря Гетманского "Азбука лит. творчества";
- жизненный опыт.