YaSTALKER.com

«Автомат «АК-47» Миф или реальность».

Категория: Оффтоп

 Блог посвящен всем «любителям» автомата «АК-47». Возможно, многих он и разочарует. 

 

Да, и я не смог безучастно пройти мимо, так горячо любимого оружия, так называемых – «Труъ-Сталкеров», которое они «успешно» используют на территории «ЧЗО», даже не подозревая, что найти данные модели можно лишь в музее, да и в небольшом количестве, так как были выпущены лишь установочные партии в несколько экземпляров.

 

В связи с тем, что многие уже знают, что на вооружение Советской Армии и ВМФ, автомат под индексом «АК-47» никогда не принимался, а был принят автомат «АК». Вот, мы и попытаемся дать ответ на вопрос: - «Существовал ли на самом деле автомат Михаила Тимофеевича Калашникова «АК-47?»

 

Известная ныне «система Калашникова» прошла долгий путь становления, для чего потребовалось большое количество испытаний и доработок, зачастую – весьма существенных. Так что опытные автоматы Калашникова существенно отличались от системы принятой на вооружение в июне 1949 году.

 

Как известно зимой 1942-43 годов первые образцы новых германских автоматических карабинов «Mkb-42 (H)» попали в качестве трофеев Советским войскам на Волховском фронте. Новый автомат под промежуточный патрон 7,92х33 мм «Kurz» привлек внимание Советских военных и конструкторов и в июле 1943 года было проведено обсуждение германского трофейного автомата и полученного из США карабина «М-1» под патрон 7,62х33 мм. По результатам обсуждения было принято решение о необходимости создания оружия аналогичного класса и в СССР с эффективной дальностью стрельбы 400-500 метров.

 Разработка базового варианта была произведена в рекордные сроки конструкторами Н.М. Елизаровым, Б.В. Семиным, П.В. Рязановым и А.Е. Рябовым, и уже в октябре 1943 года на совещании в Наркомате вооружений был принят для дальнейшей разработки новый патрон «уменьшенной мощности» 7,62х41 мм, имевший остроконечную оболочную пулю  со свинцовым сердечником и гильзу бутылочной формы с проточкой, без выступающей закраины. Дульная энергия нового патрона, получившего индекс «57-Н-231», составляла примерно 2/3 от дульной энергии штатного  винтовочного патрона 7,62х54R мм.

 Пробная партия была выпущена в декабре 1943 года, и «на свет» появились первые тактико-технические требования к новому классу оружия. В декабре 1943 г. первая партия патронов с пулей со свинцовым сердечником была испытана на полигоне. После некоторой доработки, с марта 1944 г. начался выпуск опытно-серийной партии 7,62-мм патронов обр. 1943 г. Первоначальный вариант патрона имел гильзу длиной 41 мм и пулю со свинцовым сердечником без заднего конуса и с короткой головной частью.

 Позднее патрон был изменен, разработана удлиненная пуля, с более заостренным носиком, коническим донцем и стальным сердечником, уменьшившим потребление дефицитного свинца. Из-за необходимости сохранить общую длину патрона, после удлинения пули боеприпас получил новую укороченную на 2 мм гильзу и в таком виде в 1948 году был принят на вооружение, под наименованием 7,62х39-мм патрон «М-43».

 

Чертежи своего первого автомата М.Т. Калашников представил в начале 1946 года под псевдонимом «Михтим» - все проекты, участвующие в конкурсе, представлялись комиссии анонимно.   Расчеты проекта помог выполнить подполковник Б.Л. Канель. Комиссия присудила проекту сержанта М.Т. Калашникова второе место, первое – проекту полковника Н.В. Рукавишникова, третье – проекту капитана К.А. Барышева. Эти проекты, вместе с проектами Г.А. Коробова, А.А. Булкина и А.А. Дементьева комиссия рекомендовала для изготовления опытных образцов и проведения опытных испытаний.

 

По результатам полигонных испытаний проводимых в мае-июне 1946 года, система Калашникова, в виде автомата «АК-46», обратила на себя внимание специалистов, однако нуждалась в дальнейшей доработке и внесению целого ряда изменений.


 

Опытный автомат «АК-46» № 2.

 Во время работ на НИПСМВО (Научно-исследовательский полигон стрелкового и минометного вооружения) в Щурово большую помощь в доработке системы оказали начальник испытательного отдела полигона В.Ф. Лютый, представитель ГАУ (Главное артиллерийское управление) на полигоне В.С. Дейкин, офицер-испытатель А.А. Малимон. На заключительном этапе испытаний в январе 1947 года оказались три автомата А.А. Булкина (ТКБ-415), ковровца А.А. Дементьева (КБП-520) и Калашникова (КБП-580).

 

На протяжении всего 1947 года конструкторский коллектив создал несколько опытных моделей автоматов «АК-47».

Опытный автомат Калашникова 1947 года (подчеркиваю – «опытный») претерпевал значительное количество модернизаций, но общим для всех моделей оставалось следующее:

- Автоматика всех моделей работает за счет энергии пороховых газов отводимых через отверстие в канале ствола.

- Запирание канала ствола осуществляется боевыми упорами затвора, сцепленного с затворной рамой и повернутого вокруг своей оси вправо.

- Ударно-спусковой механизм куркового типа позволяет вести как одиночный, так и непрерывный огонь.

- Переводчик-предохранитель флажкового типа расположен с правой стороны ствольной коробки.

- Прицельные приспособления открытого типа и состоят из секторного прицела и регулируемой по высоте мушки.

- Магазин секторный коробчатого типа с двухрядным шахматным расположением 30 патронов.

- Применяемый боеприпас – патрон 7,62х41 мм (ранний вариант патрона 7,62х39 мм «М-43»).

 

Одной из первых моделей «АК-47», стал  «Опытный автомат «АК-47»  № 1 1947 года, он имел уже ствольную коробку, объединявшую основные части и механизмы, включая УСМ (ударно-спусковой механизм). Газовый поршень   со штоком (соединены резьбой с фиксацией с помощью штифта)  и  выполнялся заодно с затворной рамой, цилиндрическая рукоятка заряжания перенесена на правую сторону и является частью затворной рамы.  Изменены направляющий стержень возвратного механизма и крышка ствольной коробки. Ствольная коробка – штампованная с жестко укрепленным в передней части стальным вкладышем, при помощи которого ствольная коробка соединялась со стволом. На вкладыше также выполнены отражатель и упоры для боевых выступов затвора.

 


 

Опытный автомат «АК-47»  № 1 1947 года.

 Крышка ствольной коробки – съемная, полностью накрывающая ствольную коробку, что позволило снизить возможность засорения внутренних механизмов. Крышка ствольной коробки имеет ступенчатый вырез для удаления стреляных гильз, а на задней стенке, отверстие для выступа направляющей трубки возвратного механизма.

Изменена стойка мушки, в ее основании появилось технологическое отверстие для снижения веса. Позади основания мушки на стволе выполнен компенсатор с двумя рядами (по ряду справой и левой стороне ствола) с тремя отверстиями.

Курковый УСМ выполнен по типу чешской самозарядной винтовки «ZH-29». Флажковый переводчик объединен с предохранителем и перенесен на правую сторону ствольной коробки и в положении «предохранитель» перекрывает паз для прохода рукоятки заряжания. При этом затворную раму можно отвести назад, ровно настолько, чтоб убедится в наличии патрона в патроннике, но ее хода не достаточно для досылания следующего патрона в патронник.

 

Опытный автомат «АК-47»  № 1 1947 года, неполная разборка.

 Приклад, щечки пистолетной рукоятки, длинное цевье, ствольная накладка - деревянные.

В целом в этой конструкции уже определились основные черты  «системы Калашникова». Ряд деталей – спусковая скоба, флажок переводчика-предохранителя, защелка магазина – в дальнейшем претерпевали лишь технологические изменения.

 

Дальнейшей модификацией  модели «АК-47» стал «Опытный автомат «АК-47»  № 2 1947 года».

 
 

Опытный автомат «АК-47»  № 2 1947 года.

 В отличии от модели № 1 , эта модель имела другую конструкцию газовой камеры и форму газового поршня со штоком. Удлиненный газовый поршень имел внутреннюю полость и отверстие в нижней в нижней стенке, совпадающее с газоотводным отверстием в верхней части ствола, что давало дозированный отвод пороховых газов, при котором подвижные части автоматики получали импульс, необходимый для совершения автоматического цикла. Поршень получил дополнительные обтюрирующие проточки, шток – четыре продольных желобка. На дульную часть ствола крепился двухкамерный дульный тормоз-компенсатор.

 

Опытный автомат «АК-47»  № 2 1947 года, неполная разборка.

 На автомат установлены: укороченное цевье измененной формы и укороченная ствольная накладка на газовую трубку, впоследствии характерные для серийных автоматов «АК».

 

Постепенно автомат приобретал все новые черты.

Следующей моделью стал  «Опытный автомат «АК-47»  № 3 1947 года».

 


 

Опытный автомат «АК-47»  № 3 1947 года.

 По сравнению с моделью № 2 автомат имеет другую конструкцию газовой камеры, поршень без полости, с обтюрирующими поясками и проточками. Шток поршня с четырьмя желобками.

 

Опытный автомат «АК-47»  № 3 1947 года, неполная разборка.

 

На дульной части ствола установлен иной несъемный дульный тормоз-компенсатор реактивного действия, с двумя овальными отверстиями в верхней части, являющийся продолжением основания стойки мушки.

 

Модель «АК-47»  № 4 1947 года по своему устройству аналогична «Опытному автомату «АК-47»  № 3 1947 года», отличаются от него лишь складывающимся вперед - вниз металлическим прикладом и предназначена для подразделений специального назначения и ВДВ. Компактная конструкция складывающегося приклада аналогична германскому пистолету-пулемету «MP-38» и «MP-40», основное отличие в «U-образном» плечевом упоре на моделях «АКС» и «0-образном на  «MP-38». Приклад состоит из двух штампованных тяг и складного плечевого упора, фиксатор приклада смонтирован слева на его втулке. В сложенном виде упор укладывается под цевье и не мешает удержанию при стрельбе.

 

Опытный автомат «АК-47»  № 4 1947 года, с различными положениями приклада.

 

Модель «АК-47»  № 5 1947 года по своему устройству аналогична «Опытному автомату «АК-47»  № 4 1947 года» со складным металлическим прикладом, отличается от него лишь отсутствием, каких бы то ни было, дульных устройств. Поскольку, предыдущий дульный тормоз-компенсатор вносил незначительный вклад в улучшение кучности стрельбы, но при этом порождал звуковую волну, «бившую по ушам» стрелка, от него решено было отказаться. Передний край основания мушки сделан заподлицо с дульным срезом ствола.

 


 

Опытный автомат «АК-47»  № 5 1947 года, с различными положениями приклада.

 

Как видим, на протяжении всего 1947 года конструкторским коллективом во главе с М.Т. Калашниковым велись работы по улучшению автомата, в который вносились все новые и новые конструкторские решения. Хоть визуально автомат и приобрел черты принятого на вооружения «АК» (не «АК» с облегченной фрезерованной ствольной коробкой, который многим известен, а именно, раннего варианта со штампованной ствольной коробкой), но на вооружении не одна из моделей «АК-47» не когда не состояла, а послужила этапом наработки технической базы совершенствования «системы Калашникова», да и для боепитания использовался ранний вариант патрона «М-43» - 7,62х41 мм.

 

 

Спасибо, что уделили внимание данному блогу.

________________________________________________________________________________

 Отдельная благодарность группе "Выбор оружия".

 

 ====================================

 Список обработанной литературы:

 - Бабак Ф.К. «Стрелковое оружие России» под ред. Л.Е. Голода – М.:АСТ; Спб. : Полигон, 2007.

 - Милчев М.Н., Попенкер М.Р. «Вторая мировая: Война оружейников». – М.: Яуза, Эксмо, 2008.

 - Федосеев С.Л. «Калашников» - М.: Издательский дом «Парад», 2004.