Рецензия на фильм Черный лебедь
Лебединая песня
Даррен Аронофски – без преувеличения, один из значимых режиссеров современности. Он, будто средневековый алхимик, делает кино по своим собственным формулам. Все его работы притягивают зрителя с первых секунд буквально всем: постановкой, монтажем, музыкой, чередованием света и его отсутствия. Список фильмов Аронофски невелик, но практически весь имеется на слуху каждого уважающего себя киномана: это и культовый «Реквием по мечте» о наркоманах, и великолепный «Фонтан», который сбивает с толку необычной манерой повествования, и «Рестлер», где главный герой – изрядно истрепавшийся спортсмен, пытающийся после инфаркта вернуться на ринг. И именно с «Рестлером» наблюдаются параллели у новой картины режиссера, «Черный лебедь».
Нина (Натали Портман) – молодая талантливая балерина, буквально живущая балетом. Личной жизни, как правило, у таких людей нет – они полностью отдают себя делу. Все, что Нина хочет – это воплотить в реальность то, что не удалось ее матери, тоже в прошлом артистка балета. Но ради воспитания дочери ей пришлось покинуть сцену. Балетная труппа, в которой участвует Нина, занимается постановкой «Лебединого озера» в новой интерпретации от режиссера Томаса Лероя (Венсан Кассель). За место ведущей танцовщицы, ведут борьбу несколько молодых балерин. Главная роль, сочетающая в себе две партии – Белого и Черного лебедя – должна исполнить одна и та же балерина. Белого лебедя, Одетту, великолепно отыгрывает Нина, но для передачи образа темной его стороны она не так раскована, как это требуется. Недаром хореограф сравнивает ее с окоченевшим трупом. Рассмотрев у юного дарования потенциал для роли, Лерой все-таки дает Нине заветное место главной балерины в постановке. Однако на примете у режиссера есть еще одна артистка, Лили (Мила Кунис). Ей легко удается изображать страстность и свободу Черного лебедя, Одилии. Конкурентка не дает покоя приме-балерине, и волей-неволей разворачивается соперничество за титульную роль в «Лебедином озере», исход которого невозможно предугадать.
Если уж пытаться вкратце разъяснить фабулу фильма, то очевидно будет ее охарактеризовать как женскую трактовку «Рестлера». Что в рестлинге, что в балете – человек без остатка и самоотверженно выкладывается по полной. Только попробуйте ему перечить, и он запросто вам подпортит физиономию или вывернет руку. Хотя здесь надо подчеркнуть, что всем своим поступкам юная балерина обязана давлением со стороны своей властной матери, ограничившей ей свободу выбора. Не жалея себя, Нина старается постичь идеал. На пути к совершенству она борется и с физическими, и психическими трудностями. А тут еще и Лили, более перспективная кандидатка. Партия Одилии в ее исполнении выглядит более веско, что призывает Нину выпустить из себя глубоко скрытую раскрепощенность.
«Черный лебедь» граничит на стыке психологического триллера, драмы и частично даже фильма ужасов. Очень мощно, очень жестко. Нередко вздрагиваешь от продирающих позвоночник моментов, вроде эпизода, где Нина в ярости травмирует маме пальцы, пытаясь захлопнуть дверь в свою комнату. Клац! – и ты рефлекторно отдергиваешься, будто это тебе прищемили руки. Все, что происходит на протяжении фильма с Ниной, тоже ощущаешь на собственной шкуре, тоже не знаешь, что случится через пять минут. От такого неведения натурально колотится сердце. Просто-таки необычайно высокий уровень сопереживания, чем не так часто балует кино. Эти подобные сцены производят сильнейшее эмоциональное впечатление.
Фильм полон метафор и символичностей, накрыт сеткой паутины из недосказанностей и многоходовок с двойным или тройным дном, что легко дезориентирует зрителя в попытке различить правду от иллюзии, явь от кошмара, жуткие игры подсознания от реальности. Все это сумасшествие производит так называемый эффект «выноса мозга», исключительно в положительном смысле. Нечто похожее можно испытать от просмотра избранной фильмографии адепта психоделики Дэвида Линча.
Новая кинолента Даррена Аронофски – это не только многоуровневый сюжет, но и захватывающее зрелище. В «Черном лебеде» есть все, за что можно и нужно любить кинематограф – одна игра актеров чего только стоит! Что тут говорить, здесь мы видим лучшую игру Натали Портман за всю ее карьеру. Очень символично, что и она, и ее персонаж Нина, оттачивали свое мастерство. Другие актеры тоже не отстают от Портман. Мила Кунис, между прочим, наша соотечественница, наконец-то перешла на новый профессиональный уровень. Ждем от нее новых ролей, таких же прекрасно исполненных. Венсан Кассель тоже оказался молодцом, своего героя он отыграл убедительно. Не забываем про высококлассную операторскую работу, монтаж и музыку несравненного Клинта Мэнселла – тут вообще нереально найти к чему приесться и за что поругать. И если члены киноакадемии «Оскар» не отметят «Черного лебедя» хотя бы в одной номинации, будет, на самом деле, очень и очень обидно. Он того заслуживает. Чего бы там не решили в киноакадемии, с двумя очевидными вещами невозможно не согласится. Во-первых, это лучшая работа Аронофски, во-вторых – это лучший фильм о балете как таковом. Ни больше, ни меньше.
З.Ы. Маааинький нюанс - "Черный лебедь" совершенно не зря имеет ограничение по возрасту от 16 лет. Дети и беременные женщины в строгом порядке выходят из зала.
Архив
Категории
- Нет категории (9)
- Оффтоп (11)
- Юмор (1)
- Вокруг игры (8)
- Стихи (5)
- Проза (7)
- Видео (14)
- Игры (1)
- Типа справка =Р (2)
- Квесты, конкурсы (3)
- Вещание Зоны (3)
- Интервью с... (2)
- Рецензии и Отзывы (3)