YaSTALKER.com

Пила - от идеи к зрелищу

Написано:10 November 2010 - Комментариев ( 28 ) [ Комментарий ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]

Пила

2003, Австралия

Описание:

Дэвид рассказывает детективу свою ужасающую историю того, как был похищен и вынужден играть в мерзкую игру выживания.

____________________

Пила: Игра на выживание

2004, США, Австралия

Описание:

Двое незнакомцев просыпаются в странном подвальном помещении. В центре помещения — труп мужчины с простреленной головой и оружием в ослабевшей руке. Они же прикованы к стенам цепями за щиколотки. Оба не знают, как там оказались.

Путём нехитрых предположений и спрятанных вокруг них ответов, как частей какого-то паззла, они узнают, по крайней мере, зачем они здесь и что именно от них ждёт их Похититель. Голос с найденной плёнки бесстрастно вещает: «Если ты хочешь спасти свою жену и детей, убей другого». Убить другого можно, только дотянувшись до оружия.

Дотянуться до оружия нельзя иначе, как избавившись от цепи. Избавиться от цепи нельзя иначе, кроме как отпилив ногу. Времени — мало. Но достаточно, чтобы реконструировать цепочку странных событий, которые привели каждого из них туда, где они сейчас оказались…

____________________

Пила 2

2005, США, Канада

Описание:

Во время расследования подробностей кровавых деяний неизвестного убийцы детектив Эрик Мэтьюс ловит себя на мысли, что они очень похожи на работу Пилы — известного маньяка, который смог исчезнуть, оставив за собой множество жертв. Метьюс оказывается прав. Пила снова взялся за свое ужасное ремесло. Только на этот раз вместо двух людей, он запирает в комнате смерти с единственных способом выбраться живым, сразу восемь человек. Восемь никак не связанных друг с другом незнакомцев оказываются вынуждены вступить в игру сумашедшего убийцы, ставками в которой будут их жизни…

____________________

Пила 3

2006, США, Канада

Описание:

Изобретатель зловещих игр остается безнаказанным и в итоге бесследно исчезает вместе со своей сообщницей Амандой. В то время, как детективы тщетно пытаются выйти на его след, доктор Линн Денлон становится очередной жертвой этого маньяка.

Однажды ночью Линн похищают и привозят в заброшенный склад, где она встречается с самим злодеем, находящимся на смертном одре. Ей приказывают сохранять жизнь этому безумцу, пока Джефф, еще одна из его жертв, не доведет до конца начатую с ним «игру»…

____________________

Пила 4

2007, США, Канада

Описание:

Получив известие об убийстве детектива Кэрри, два опытных сотрудника ФБР, агент Стрэм и агент Перез, прибывают в полицейский участок, чтобы помочь старому детективу Хоффману проанализировать последнюю ужасную игру Пилы и соединить все части головоломки.

Однако, когда капитан Ригг, последний полицейский, нетронутый Пилой, оказывается похищен и вовлечен в чудовищную игру маньяка, у офицера остается лишь девяносто минут, чтобы обнаружить ряд взаимосвязанных ловушек… или оказаться перед лицом их беспощадных последствий.

В то время, как Ригга по всему городу преследуют следы трупов, детектив Хоффман и ФБР обнаруживают глубоко спрятанные ключи к разгадке, которые приводят их назад к бывшей жене Пилы — Джил.

____________________

Пила 5

2008, США, Канада

Описание:

Один из последователей маньяка-убийцы Пилы, Марк Хоффман, следуя заветам своего кровавого гуру, готовит очередную смертельную головоломку. Тем временем агент Страм начинает догадываться о связи Хоффмана с Пилой, и Хоффману приходится выйти на новую охоту, чтобы уничтожить все ниточки, ведущие к нему. Пятерых незнакомым друг с другом людей уже ждет жестокий урок командной игры на выживание — еще больше крови, еще изощреннее ловушки… Страм идет по следам Хоффмана, пытаясь докопаться до причин, по которым он присоединился к Пиле. Их ждет встреча лицом к лицу в преддверии неотвратимого и непредсказуемого финала.

____________________

Пила 6

2009, США, Канада, Великобритания, Австралия

Описание:

Специальный агент Страм мертв и нет никаких сомнений в том, что детектив Хоффман является продолжателем дела Конструктора. Но когда ФБР садится ему на след, он вынужден вновь начать Игру, наконец-то расставляющую все точки над i в грандиозном плане Конструктора.

____________________

Пила 7 3D

2010, США

Описание:

Жертвы Пилы, выжившие в предыдущих испытаниях, обращаются за психологической помощью к товарищу по несчастью Бобби Дагену. Но когда его собственные темные тайны всплывают на свет, развязывается новая волна террора.

____________________

Вот уже который год подряд нам исправно на американский праздник Хэллоуин показывают сагу об одном маньяке-убийце по прозванию Пила. Не просто о маньяке, а о его деле, которое продолжает жить и после его смерти, находя все новых и новых последователей, и ставя все более изощренные ловушки, выбраться из которых по силу далеко не каждому участнику этой безумной игры.

Могли ли надеяться два австралийских парня семь лет назад, что их коротенький девятиминутный фильм под названием "Пила", снятый чуть ли не на любительскую камеру и чуть ли не как студенческая работа, практически при полном отсутствии бюджета, и без каких-бы то ни было мега-антуражных сцен, а чуть ли не у себя дома, станет началом такой масштабной эпопеи? Эпопеи, которую будут ждать в разных городах мира, эпопеи с многомиллионным бюджетом и многотысячной армией поклонников по всему миру.

Впрочем, можно задать и другой вопрос - а известно ли вам, с чего началась "Пила"? Кто из вас видел этот фильм, или хотя бы знает о его существовании? Я вот честно скажу - я знала, что это была работа двух австралийцев, но до сегодняшнего дня думала, что речь идет об "Игре на выживание". Оказалось, еще перед игрой есть короткометражный фильм, ставший началом этой саги. Только история нам рассказывается в нем несколько другая - Девид, главный герой короткометражного фильма (к слову, именно тот самый Адам, который в "Игре" выниривал из ванны и был прикован цепью, почему собственно я и перепутала фильмы), пытается выбраться из ловушки, в которой в "Игре" была Аманда, и находится в тех же самых условиях. Если кто не помнит - капкан на голову, разрывающий по прошествии отмеченного таймером времени рот (хотя это скорее по масштабам повреждений будет лицо, а не рот), ключ от капкана в желудке рядом лежащего человека, дикий выбор - достать ли ключ, разрезав человеку (возможно, живому!) живот, или же умереть самому, безумея от тиканья неумолимого таймера у себя на затылке...

Это, наверно, очень жутко - слушать, как тикает время, отмеряющее оставшиеся тебе мгновения жизни, и понимать, что никакого чуда не произойдет, и ты один на один с холодным неживым механизмом, заведенным чьей-то безжалостной рукой.

А выбирать между возможностью жить и возможностью умереть? А видеть, как те, с кем ты общался, кого ты знал и кто был для тебя хорошо знакомым (не путать с хорошим знакомым), вдруг превращается в полубезумное животное в попытке спастись? А знать, что кто-то решил за тебя, хочет заставить учить урок, руководствуясь исключительно своими представлениями о предмете, и не дав тебе никакого права голоса или выбора, просто загнав тебя по сути в ловушку, в смертельную ловушку, заставляя и вынуждая отвечать?

Именно этим и отличались первые два фильма - в них, несмотря на кровавость и жестокость, была своя философия, заставляющая пересматривать свою точку зрения на многие вещи, и вынося из каждого урока что-то свое.

"Многие в этом мире не ценят жизнь… только не ты… и не теперь…" - этими словами можно охарактеризовать первую "Пилу". Ты будешь ценить свою жизнь - то, чего ты не замечаешь в обыденных условиях, потому что она тебе далась даром, она всегда была с тобой, и ты не знаешь ее стоимости. Но когда кто-то другой, незнакомый и безжалостный, холодно оценил ТВОЮ жизнь по своим меркам и критериям - вот тогда, если у тебя хватит силы пройти до конца, тогда ты поймешь сам и докажешь другим, что ТВОЯ жизнь стоит дороже и действительно нужна тебе. Только после того, как придется бороться за нее в жесткой и жестокой конкуренции, ты поймешь это, и на многое изменятся твои взгляды.

Это и есть мораль первой "Пилы" - цени то, что у тебя есть, не разменивай на дешевые удовольствия, которых полно на каждом шагу, не убивай себя просто так, когда тебе скучно, не смей этого делать!

Во второй "Пиле" нас ждут жестокие головоломки, и не менее жестокий выбор. Однако здесь не просто выбор "жить или умереть", а и выбор - действовать или не действовать. И как, как можно ничего не делать, глядя на происходящее, когда и первое, и второе, и двадцать второе побуждение - куда-то бежать, что-то делать, только чтобы спасти, помочь? А помочь можно только одним способом - не делая ничего. Это неправильно, это вызывает настолько сильный протест всего естества, что вариант "ничего не делать" даже не рассматривается, с ходу отметается в сторону. Хотя Пила играет честно, этого у него не отнять, он всем дает одинаковые шансы на выживание, и более того - подсказки, как можно выжить. Потому что его задача - не убивать, а научить ценить то, что есть. Однако этого никто не желает видеть, и к его словам почти не прислушиваются, забывая о главном - это ЕГО игра, и ЕГО правила. И то, что его не будут слушать и слышать, Пила также предусмотрел. И его холодная расчетливость выигрывает всегда, предупреждая каждый шаг тех, с кем он играет. Причем не просто предупреждая, а подталкивая на эти шаги, вынуждая совершать именно те действия, и реагировать именно так, как нужно ему, как он расписал для всех в своем плане этой игры.

Очень тонко рассчитанная игра, ставка в которой - нечто большее, чем просто жизнь.

В третьей "Пиле" мы опять погружаемся в уже знакомый нам мир боли и крови. Однако есть нечто в этом фильме, что ставит его несколько в сторону от всей саги - это сентиментальные романтические моменты. Да-да, именно романтика и именно в "Пиле", хотя, казалось бы, эти две вещи совершенно несопоставимы. Насколько эта романтика была там уместна или неуместна - пусть каждый судит сам. Мне эти сентиментальные воспоминания Джона Краймера представляются совершенно лишними и ненужными в фильме, не к месту и не в тему, но может быть, кому-то другому понравятся как раз они больше всего. Смотреть и судить зрителям.

Но тем не менее, ни наличие сентиментальной романтики, ни наличие внезапного любовного четырехугольника (даже не треугольника - опять-таки зря, по моему мнению, потому как не к месту, не в тему, и не о том вообще идея фильма. Смешивать мух с котлетами - последнее дело.) не делают фильм менее жестоким и кровавым. Дорога к свободе написана кровью - своей и тех попутчиков, которых подставляет на пути Пила. И если у героя есть хоть какой-то выбор, то у "попутчиков" - нет, они всецело зависими и беспомощны. Простить или отомстить? Жить или умереть? - эти вопросы неотлучно следуют через весь фильм, от начала к концу. И в конце снова встает невозможный, нереальный выбор - либо ничего не делать, чтобы выжить, чтобы помочь и спасти, либо что-то сделать, и умереть. И снова все естество рвется сделать, потому что просто смотреть на происходящее, после всего, что было, невозможно, невыносимо. И в итоге - потерять все...

Каково это - пройти через ад и остановиться в полушаге от выхода, потому что таковы правила?

"Пила 4" - Джон Краймер мертв. Пилы больше нет, но игра продолжается. Игру продолжают его последователи, игру продолжают те, кто был его жертвами, и кто смог выжить. Однако продолжается игра не по правилам, установленным Джоном - идея "жизни ради жизни" понемногу отходит на второй план, а в дальнейших фильмах вообще пропадает. Теперь, со сменой ведущего, сменились и правила - а иногда этих правил и вовсе нет. Ведущих ведь несколько, и у каждого свои правила, у каждого своя игра. Теперь игра на выживание превращается порой просто в бессмысленную мясорубку, цель которой только одна - убить, отомстить. Собственно, правила были нарушены еще то ли во второй, то ли в третьей "Пиле", давая этим предпосылки для следующих фильмов, но все дальше и дальше нарушение правил игры начинает становиться все более частым делом, и сейчас уже вполне можно сказать, что это игра без правил. Хотя нет, есть одно правило, которое никогда не нарушалось никем из ведущих - крови должно быть много. Вот только предпосылки для этой крови, как было сказано выше, в корне изменились.

"Пила 5" - этот фильм можно описать фразой "кто лишний". "Не поддавайтесь инстинктам", - пытается втолковать Пила, призраком проходящий через каждый фильм, и даже после смерти не прекративший игру. И снова никто его не слышит, не желает слышать, гонимый панической жаждой действия, порой не просто поспешного, а непродуманного.

Ловушки Пилы все сложнее, хотя ловушками эти устройства назвать неправильно. Это скорее задачи, которые нужно решать, и от правильного решения завит - жить или умереть. Да, надо отдать гению Пилы должное - настолько сложных в исполнении конструкций для смерти, выполненных с таким, не побоюсь этого слова, вкусом, тщательностью, размахом, основательностью нигде больше не найдешь. И все эти конструкции предназначены были для одного - для спасения. Не для смерти, как может показаться, а для спасения. "Спаси себя сам", - вот мотив Конструктора при изготовлении всех этих механизмов. Каждый, оказавшийся в нем, имеет шансы на спасение. Но эти шансы настолько жестоки, настолько запредельны, что не каждый находит в себе силы воспользоваться ими. "Если тебя искусит твоя рука - отрежь ее. Если тебя искусит твой глаз - вырви его, стань на путь спасения", - именно эти библейские уроки преподает Пила, преподает жестоко, без жалости и снисхождения. И те, кто сумел их усвоить - те действительно становятся совсем другими людьми.

Вот только последователи его, продолжающие игру, не следуют пути своего учителя. У каждого из последователей свои цели и свои видения этих целей. И эта разобщенность целей делает из картины "мясо". Сцены в фильме становятся все более жестокими, все более натуралистичными, кровь и кишки летят во все стороны, но ту философию, которая наблюдалась в первых двух фильмах (не считая короткометражного), убивает, низводя фильм из категории триллер практически в категорию трэш. Хотя нет, с трэшем я, конечно, загнула, но "мясо" есть "мясо", ничего, кроме зрелищности, в нем нет.

"Верша правосудие, вы не даете жертве осознать ценность жизни в последний момент", - сказал Пила Марку Хоффману в пятом фильме. И эти его слова рефреном идут сквозь остальные фильмы. Это то, чего не хотел Пила, но чему не вняли его последователи.

"Каждый заслуживает шанса", - сказал Пила, и опять его слова прошли мимо.

Шестая "Пила" мне ничем не запомнилась, кроме начала и "мяса". Даже сюжет рассказать не смогу.

Седьмая "Пила" сюжетно похожа на третюю - игра с "попутчиками". И снова у "попутчиков" нет ни малейшего выбора, снова они как пешки в чужой игре, всецело зависят от главного игрока. Только на этот раз уровень психологического накала снижается бездумной готовностью героя моментально, без колебаний, выполнять то, что от него требуется. Вырвать самому себе зуб? Пожалуйста. Проткнуть крюком мышцы? Легко. Словно и не страшно ему, и не больно. "Мяса" много, а психологического напряжения, присутствовавшего вначале, практически нет. И кроме того, кардинально поменялся девиз - вместо выбора "жить или умереть" теперь всей полнотой стоит месть и только месть. Месть всем - Джил Таг мстит Марку Хоффману, Марк Хоффман - Джил Таг, ведущий игры - ее участникам, и даже Пила, появляющийся в конце фильма, переступает свои же правила и цели, и тоже начинает мстить.

Несомненно, смещение акцентов в сюжете фильма можно оправдать сменой ведущих игры, ведь, как уже было сказано, у каждого свои цели, и свое понимание этих целей. Но это не оправдывает того факта, что "Пила" постепенно скатывается в откровенно трэшевый фильм, в котором кроме натуралистического зрелища ничего больше нет, и даже не просто зрелища, а зрелища ради зрелища. В котором показывают горы мяса и лужи крови не с целью дать задуматься о чем-то более сильном и глубоком, а с целью показать горы мяса и лужи крови.

У нас, на Украине, седьмая "Пила" запрещена к показу, прокату, и возможно, продаже (точно не знаю). Пришлось ее смотреть в ужасном качестве, выбирая между TeleSynch и CАМRip'ом. Жду, когда она выйдет на DVD.

Было сказано, что это - последний фильм этой франшизы (если это слово применимо к жанру кино и телевидения, на Кинопоиске "Пилу" называют именно так). Однако осталось несколько оборванных нитей, которые вполне вероятно, могут стать связующими звеньями с новым фильмом. Например, в финале седьмой "Пилы" нападающих в свиных масках трое, и нам показывают лицо только одного из них - доктора Гордона, героя "Игры на выживание". А еще двое остаются неизвестными, и вполне можно понять это как намек на будущее продолжение. Однорукая негритянка, с которой началась шестая "Пила", засветившаяся в эпизодической роли в седьмой на групповом сеансе психотерапии "жертв Пилы". Сам этот групповой сеанс - это уже была полная бессмыслица. Кто эти люди? Откуда они? Какие еще жертвы? Их не было в предыдущих частях, откуда такая толпа взялась? Искусство волей сценариста превращается в мясорубку.

Будет ли продолжение - увидим в следующий Хэллоуин. Если будет - я приобрету ее, но это уже будет просто привычкой. Хотя нет, не совсем привычкой. Как сказал на том же Кинопоиске один человек, чьи слова мне понравились и с которыми я согласна - "В общем и целом моя оценка 7 части: 3,5 из 10. А вот если оценивать саму серию — она бесценна." И именно поэтому я обязательно приобрету продолжение, если оно будет.

Для тех, кто бы хотел посмотреть самый первый, короткометражный девятиминутный фильм, с которого все началось - вот адрес страницы на Кинопоиске, где его можно увидеть. Обычно на Кинопоиске лежат рекламные трейлеры к фильмам, и можно сказать им спасибо, что они выложили фильм полностью, не ограничившись рекламным роликом. Хотя, конечно, рекламный ролик на девятиминутную картину будет некоторым, пожалуй, извращением.

Кто из вас смог бы выжить в "Пиле"?